Окончив ГИТИС, пришла работать в театр Советской армии. Это было почти шестьдесят лет назад, в 1947 году. Там ее увидел впервые Сергей Колосов. Увидел, влюбился и стал ее судьбой. А она стала для него счастливым талисманом. Их творческий и жизненный союз оказался очень плодотворным. В фильмах мужа актриса сыграла свои лучшие роли. Дебют в фильме «Укротительница тигров» принес Людмиле Касаткиной популярность и проявил характерные для нее умение побеждать и осуществлять желаемое. Почти все ее героини в театре и кино обладали сильным характером, убежденностью в правоте своего дела. Сначала это были юные наивные, робкие, незащищенные девушки. Затем появились роли героического плана: Аня Морозова в фильме «Вызываем огонь на себя», мать Мария и другие. В ролях Касаткиной - судьбы женщин, у каждой из которых своя правда, своя одержимость, свое счастье и своя трагедия. Актриса всем своим творчеством доказала, что ей подвластны любые жанры - от водевиля до трагедии. Ролей сыграно много. Репертуар и сейчас самый разнообразный. Играет она с удовольствием, с упоением, с блеском. Несмотря на годы, она моложава, легка, красива, в блестящей актерской форме. Мне несколько раз приходилось видеть актрису на сцене и в жизни. Она и в жизни, как укротительница - резкие импульсивные движения, твердый голос с преобладанием низких ноток. Смотрит в упор. Нет сомнения, что эта женщина сама без каскадера входила в клетку. Свой счастливый билет в кино она вытянула в 1954 году, когда попала на главную роль - Леночки Воронцовой в картине «Укротительница тигров». - Когда со мной подписывали договор, там ни слова не было о тиграх, - рассказывает Людмила Ивановна. - Я играла укротительницу в «жизни», а Маргарита Назарова, ассистентка Бориса Эдера, снималась с тиграми. Мы отработали восемь месяцев, как режиссер вдруг заявил, что фильм не выйдет на экраны, если не будет снято мое лицо рядом с тигриной мордой. Чтобы спасти фильм, мне надо войти в клетку. Рано утром меня привели на студию. И вот все готово, в руках у меня заостренная палка и шамберьер. Эдер пихает меня в вольер, закрывает дверь. «Наступайте, бейте!» - командует он. Я изо всех сил ударяю тигра. Тигр рычит, поднимается на задние лапы. Приближаюсь настолько, что тигр ударом лапы ломает палку, а другой лапой вырывает шамберьер. «Падайте!» - кричит Эдер. Падаю, тигр перепрыгивает через меня. Вскакиваю, подбегаю к решетке, где мне должны передать другие палку и кнут. Тигр носится по вольеру и дважды так бьет меня хвостом по сапогам, что я еле устояла. Было очень страшно. Как выходила из клетки, не помню. Фильм вышел на экраны страны в 1955 году. На следующее утро после премьеры Л. Касаткина проснулась знаменитой. Следующие яркие роли в кино актриса сыграла в фильмах Сергея Колосова. - Обыватели думают, что все по блату, если муж режиссер. Но ведь из 13 фильмов я ни одного ему не завалила. Рязанов однажды сказал: «Конечно, если бы у меня была такая жена, как у Колосова, я бы тоже сделал потрясающие картины», - вспоминает актриса. Когда я слышу разговоры, что Касаткиной повезло, муж снимает, во мне рождается еще больший азарт. Желание победы. Не злость. В начале 60-х С. Колосов приступил к съемкам первого многосерийного (четыре серии) советского телефильма «Вызываем огонь на себя». Касаткина сыграла в нем главную роль юной подпольщицы. Успех этого телесериала в 1964 году был фантастическим. Во время телевизионной трансляции улицы городов буквально вымирали. Мало кто знает, но на съемках этого фильма актриса едва не погибла. - В картине был эпизод, когда наши самолеты бомбят фашистский аэродром, - рассказывает актриса. - На экране - хроника, а на земле пиротехники подкладывали взрывчатку. Но кто из них знал, куда пойдет волна? А волна пошла под мое корыто из очень толстой жести. Корыто разорвалось в куски, которые полетели прямо мне на голову. Меня рванул за руку осветитель. Секунда решала мою судьбу. От природы я очень наблюдательна. В старом спектакле «Океан» (он уже не идет) я играла медсестру. Муж -капитан третьего ранга. У нас две девочки. Но мне сказали, что муж изменяет. И чтобы достоверно сыграть, я ходила за медсестрой из поликлиники трое суток. Сидела на приеме. Потом бежала с ней за детьми: одного из сада забирали, другого из школы. По магазинам. Потом вместе стирали, вместе готовили. Я трое суток прожила ее жизнью. Я пришла в поликлинику и сказала: «Хочу знать, что у вас за профессия. И еще, почему он разлюбил медсестру и изменял ей?» Также я ходила в суд, когда играла судью в спектакле «Ковалева из провинции». Почему я ходила к судье? Я хотела понять, как судят человека, и некоторыми судами была возмущена. Я нашла сорокалетнюю судью. Пришла на первый процесс (ужасно неправильно судит) на второй, третий. Я хочу понять, сказала я помощнице судьи, почему и как рождается приговор. Я спорила по трем процессам. А судья мне сказала, что только 10 лет можно быть судьей, дальше сердце черствеет. А было такое - сказала мужу, что не готова сниматься дальше в фильме «Помни имя свое». В сцене, когда у меня отнимают сына, я не могла это представить. И тогда я нашла сторожа в концлагере, где мы снимали, и он мне открыл какой-то барак, где были свалены горы детских башмачков. И всю ночь плача я рассматривала детскую обувь: стоптанную, с запекшейся кровью, новую. Башмачки из всех стран. Наутро, когда я услышала по мегафону: «В барак на съемку», я казала: «Сегодня я могу сниматься. Я сыграю, как у меня отнимают сына». Сразу же после премьеры фильма в 1975 году Л. Касаткиной были присвоены звания народной артистки СССР и заслуженного деятеля культуры Польши. - Я не просила этих званий, - говорит актриса. - Звания я воспринимаю как еще один камень, положенный на твои плечи. Раньше за звания хорошо доплачивали. Сейчас об этом смешно говорить. Талант - затасканное слово. Сейчас есть фабрики звезд, проект «Народный артист». Это оскорбительно для настоящих артистов, которые добивались званий всей своей жизнью. А сегодня эти звания ничего не стоят. Любовь зрителей купить нельзя. Ее надо завоевать. А меня, надеюсь, любят. Я никому не даю исповедальных интервью. Это все равно, как я ненавижу женщин, которые рассказывают о своей близости с мужчинами. Я презираю их. У меня есть мой кусок галактики. На земле мне будет полагаться всего полтора метра. А на небе у меня никто не отнимет кусок моей галактики. И вот ей я буду шептать и говорить про себя. Как у каждого человека, у меня есть грехи. Нет греха перед мужем, но столько цинизма вокруг, что мне не поверят. Но я гордая и не могла допустить, чтобы за его спиной смеялись. Я помню, как наш артист Сошальский однажды сказал: «Ты не изменяешь своему Сереже. Тебе некого будет вспомнить перед смертью». - «Почему? Я буду Сережу вспоминать». Он махнул рукой и пошел. Моя вспышка, я закричала на мужа - это грех. Но мое достоинство заключается в том, что я тут же прошу прощения. Людмила Касаткина уже несколько десятилетий остается примой своего театра Российской армии. Ее театральную биографию продлил режиссер Александр Бурдонский, внук Сталина, который в последнее десятилетие поставил на нее три спектакля: «Орфей опускается в ад», «Шарады Бродвея», «Ваша сестра и племянница». в последнем Касаткина играет английскую королеву Елизавету. Несмотря на возраст (Людмиле Ивановне 81 год), она так и не вышла из амплуа героини и до сих пор играет исключительно героинь. Не мам и бабушек, а героинь. Последняя премьера «Школа любви», которая состоялась в январе 2006 года, вновь доказала это. Это история любви и непростых взаимоотношений двух людей. Партнер Людмилы Ивановны по сцене моложе ее на 50 лет. Его мать играет Лариса Голубкина. Спектакль пользуется огромным успехом у публики. Людмила Касаткина полностью реализовала себя в искусстве и жизни. У нее миллионы почитателей в России и во всех странах Содружества. Прекрасная дружная семья, сын Алексей - профессиональный гитарист, внучка Людмила. У нее есть ученики. Она профессор ГИТИСа. У них с мужем большие планы на будущее. Она собирается сниматься в его новом фильме. «Подъем к счастью всегда крут, - говорит она, - и тяжело восхождение к нему, но добрых счастье больше любит, чем злых».

Возрастная категория материалов: 18+