Более 4 тысяч километров автодорог общего пользования нуждаются в постоянном внимании специалистов. В отвратительном состоянии находятся 92 моста, которым необходимы капитальный ремонт или реконструкция. С такими показателями Приамурье начало очередной сезон массированного наступления на бездорожье. Выполнить все работы не представляется возможным из-за дефицита денежных средств, сообщил «АП» заместитель начальника «Амурупрадора» Игорь Лагунов. - Сегодня дорожная отрасль Приамурья может опираться только на территориальный дорожный фонд, формируемый главным образом из транспортного налога и акцизных сборов от продажи горюче-смазочных материалов, - отметил Игорь Геннадьевич. - В общей сложности это примерно 550 миллионов рублей. Более половины этих средств ежегодно тратится только на содержание дорог, то есть ямочный и текущие ремонт. Такие статьи, как капремонт, реконструкция и строительство, находятся в обвале. На них остается всего около 260 миллионов, при необходимости тратить каждый год около миллиарда рублей. Еще год назад Москва помогала Приамурью субсидиями в 157 миллионов рублей, но сегодня мы имеем в качестве поддержки федерального центра всего 45 миллионов. Поэтому в ближайшем будущем будем делать ставку на увеличение срока эксплуатации дорожного покрытия за счет применения новых технологий. Показателем того, что строительство дорог в Приамурье не умерло совсем, является новый участок трассы Благовещенск - Свободный в районе села Новинка. Это чуть ли не единственный на сегодняшний день объект, где появится сразу восемь километров свежего асфальта. Дорожные строители обкатывают здесь одно из своих ноу-хау - вместо гравийной основы под асфальт используется так называемый цементогрунт. Слой смеси изготавливается по технологии бетона, в который вместо мелких камней насыпают песок. В идеале должна получиться восьмикилометровая монолитная прочная плита, на которую впоследствии укладывается два слоя асфальта. Если дорога на традиционной гравийной подушке должна служить по нормативам до 18 лет, то цементо-грунт, по прогнозам, должен продлить сроки непрерывной эксплуатации автотрассы раза в три как минимум. - Лет на 50 больше будет служить этот участок. можно сказать, вечная дорога получится, - подчеркнул начальник участка ЗАО «Асфальт» Анатолий Жигалов. - Впервые мы обкатали этот способ год назад в Шимановском районе. Уже сейчас можно сказать, что результаты превзошли все ожидания. Дорога ведь очень быстро показывает все огрехи строителей, а там пока без серьезных эксцессов. Из Хабаровска коллеги названивают, читинцы покоя не дают, прямо домой ко мне идут, просят поделиться опытом. В этом деле главное - строго соблюсти технологию. За пятнадцатисантиметровым слоем цементогрунта ухаживают как за ребенком. Для укладки смеси приспособили гордость амурских дорожников - немецкий асфальтоукладчик «Фогель». Следом идут поливальная машина и каток. В итоге получается невиданно ровная для Приамурья поверхность. После этого новый автофундамент накрывают специальной материей под названием «дарнит». Под ним достигается эффект пропарочной камеры, как на любом заводе железобетонных конструкций. Семь дней цементогрунт «преет» под «дарнитом», достигая свойств, сравнимых с обычным железобетонным блоком. Если цемент будет быстро высыхать в сухой среде (при сегодняшней температуре на улице проблема особенно актуальна), без «бани» появятся трещины, говорят строители. Для большей защиты цемента от воздействий окружающей среды, новую подушку поливают эмульсией, состоящей из воды, битума и кислоты. Интересно, что специалисты считают новый метод далеко не новым и удивляются, почему он в свое время не прижился. - Я пришел в отрасль в 1983 году после окончания учебного заведения именно по строительству дорог и ничего об этом методе не слышал, - признается прораб Олег Дерябин. - Всего пару раз видел нечто подобное, хотя коллеги говорят - способ дедовский. Посмотрим, как он себя покажет, возможно, его не применяли из-за нежелания возиться с тонкостями: слишком кропотливый и трудоемкий процесс. Для продления молодости асфальта амурское управление автомобильных дорог намерено использовать другие дедовские рецепты. В частности, в районах уже начали поверхностную обработку черного покрытия битумом, смешанным с мелкой каменной крошкой. Еще один метод, широко применяемый на западе, был испытан при строительстве взлетно-посадочной полосы в Благовещенском аэропорту. Перед укладкой асфальта грунт покрывается своеобразной арматурой, или, как ее еще называют, геосеткой. По оценкам западных специалистов, дорога, усиленная частой решеткой из синтетического волокна или капроновой нити, способна выдерживать большегрузные автомобили в два раза дольше обычных сроков. Раньше применение геосети было ограничено - отечественные производители ее не выпускали. Покупать западные образцы было дорого, а в условиях постоянного безденежья практически невозможно. Сейчас, когда 60-тонная фура на автотрассе уже никого не удивляет, зашевелилась и российская промышленность. Стратегические плюсы новых технологий станут ощутимы лишь через десятки лет, и то при условии постоянной денежной подпитки. Предложением дорожников увеличить транспортный налог хотя бы на 2 - 3 процента депутаты областного Совета заинтересовались, однако пока речи об этом на заседаниях комитетов не ведется. При наличии 30 подрядных организаций и возможности одномоментно увеличить объемы работ в два раза дорожники ограничиваются латанием дыр, лишь изредка пополняя парк техники. Ежегодно на покупку новых машин выделяется всего 8 - 12 миллионов рублей. Когда весь мир оценивает ровность асфальта с помощью электроники и лазерных лучей, амурчане пользуются трехметровой деревянной линейкой. В России до сих пор нет закона об автодорожном строительстве. Его проект бродит по кулуарам Госдумы с 1999 года. По словам Игоря Лагунова, в настоящее время законодатели вновь взялись за его изучение. Возможно, с принятием закона территориальные дорожные фонды получат глоток свежего воздуха, а мест, куда дорожники смогли бы приложить свои силы, в Приамурье хоть отбавляй.

Возрастная категория материалов: 18+