Потому не случайно вопрос реализации 131-го ФЗ был включен в повестку дня регионального совещания парламентской ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье», которая завершила работу в минувшую субботу в Благовещенске. Однако состоявшийся обмен опытом не вылился в обстоятельный разговор или жаркую дискуссию на тему «Как выжить». Скорее всего то была констатация общеизвестного факта: полномочий у муниципальных образований становится все больше, а средств на их реализацию - все меньше и меньше. Могут ли повлиять на ситуацию законодательные инициативы отдельных субъектов РФ? Вряд ли. По мнению председателя комитета по вопросам местного самоуправления Государственного собрания Республики Саха (Якутия) Дмитрия Горохова, «принимаются с мест максимум 2,5 процента наших поправок». Потому все надежды быть услышанными участники регионального совещания возлагали именно на благовещенскую встречу. Если резолюцию от имени парламентской ассоциации направить в правительство, Госдуму, Совет Федерации, может, это будет иметь должный эффект?  Голос  ассоциации громче, чем у Сахалинской или Амурской области. - Как жить дальше, если закон сырой даже спустя три года? Если на исполнение всех полномочий муниципальным образованиям Приамурья нужно девять миллиардов рублей, а это фактически еще один бюджет области? Как работать, если завтра главы районов будут дисквалифицированы из-за превышения дефицита бюджета, невыплаты заработной платы? - спрашивала себя и других участников председатель комитета по бюджету, налогам и финансам Амурского облсовета Наталья Пугачева. Вопросы, конечно, из разряда риторических, ведь парламентариям известно: раз закон принят, его надо исполнять. «Стань рабом закона, если хочешь стать свободным», - ссылался на древних греков председатель парламентской ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье», глава Законодательной думы Хабаровского края Юрий Оноприенко. А его заместитель Александр Петров был более прямолинеен: «Был бы здесь главный реформатор страны Дмитрий Козак, он бы такое услышал от тех, кого наделил массой полномочий, но обделил финансами...» Что бы ему сказали, к примеру, амурчане? Депутат облсовета Наталья Пугачева: «Все изменения в распределении полномочий по 131-му ФЗ ни разу не сопровождались изменениями финансовой базы. Дело уже доходит до увольнений: с одной стороны, закон надо исполнять, прокуроры пишут протесты о неисполнении полномочий, а с другой - нет у глав муниципальных образований на это денег. И быть не может! Из прежних десяти налогов, поступавших в консолидированный бюджет, осталось всего четыре». Председатель Мазановского райсовета народных депутатов Ирина Герман: «Часть полномочий (культура, спорт) вначале была исключена из разряда обязанностей района и отнесена к компетенции поселения, затем стала вопросом совместного ведения. Почему каждый раз реформа ломает не только структуры управления, но и людские судьбы? Большинству органов местного самоуправления, особенно сельским, не на что даже опубликовать свои нормативно-правовые акты, как того требуют закон и прокуратура. Правительство определило для муниципалов правила игры, наделило их организационными полномочиями и посчитало свою миссию выполненной. А вопрос финансирования муниципальных образований, как обычно, повис в воздухе. Потому буксует и эта реформа». Много нареканий в свой адрес услышали бы московские высокопоставленные чиновники, побывав на заседании парламентской ассоциации. Ведь получилось опять по-черномырдински: хотели разделить обязанности между ветвями власти, а фактически разделили полномочия и финансы. Муниципалам достались полномочия и самые малособираемые налоги. Москва же предпочла финансовый поток, чтобы держать субъекты РФ, особенно дефицитные, на коротком поводке. Потому, подготовив для первопрестольной проект совместной резолюции насчет очередных поправок в 131-й ФЗ, парламентарии занялись конкретикой: помогали друг другу советом, чтобы хоть как-то разрулить ситуацию вокруг 131-го. В частности, председатель амурского облсовета Олег Турков интересовался, как в соседних регионах муниципальные образования обеспечиваются топливом - централизованно или самостоятельно? А его коллегам из ЕАО и Читинской области хотелось узнать, есть ли польза от единых в регионе тарифов на жилищно-коммунальные услуги, как решаются проблемы так называемого северного завоза. Прозвучали ответы и на эти вопросы: что делать, если повышение зарплаты учителям не было предусмотрено в бюджете, как работает фонд поддержки муниципальных образований? Такой обмен опытом, безусловно, полезен. «Беру на заметку ваши наработки о предельном фонде зарплаты в муниципальных образованиях и предельной численности штата», - подчеркнула председатель комитета нашего облсовета Наталья Пугачева. И все же какое-то чувство неудовлетворения осталось. Если даже глава делегации Якутии восклицает: «Как можно нас видеть расцветающей республикой, если все самое ценное уходит в Москву?», то что говорить об Амурской области. Нет у нас ни якутских алмазов, ни нефтяных месторождений. Зато есть упрек Москвы, что мы, мол, не заинтересованы в наращивании налогового потенциала и социально-экономическом развитии муниципальных образований. А великий реформатор Дмитрий Козак считает: «Если дотационным регионам и муниципалитетам мы будем просто погашать дефицит их бюджета, то это стимулирует иждивенчество». Впрочем, позиция Москвы давно известна: налоги наши, проблемы ваши.

Возрастная категория материалов: 18+