«Как творить историю»: правильных расчетов не бывает Чтобы увидеть настоящее с объективностью постороннего зрителя, нужно заглянуть в прошлое. Именно так американский писатель Стивен Фрай снимает розовые, темные и другие очки со своих читателей. Дискриминация среди демократических свобод в США, желание, но неспособность изменить жизнь к лучшему, иллюзия безопасности, комплекс вины немцев перед миллионами уничтоженных евреев - об этом его роман «Как творить историю». Аспирант Кембриджа Майк и пожилой ученый Лео используют машину времени для изменения прошлого. Побуждения их благородны - они хотят, чтобы никогда не существовало концентрационных лагерей, чтобы не изобретали атомную бомбу, чтобы не было второй мировой войны. Чтобы не рождался Гитлер. В Австрии мальчик Адольф не появился на свет, однако Германия все-таки нашла своего фюрера. Евреев не пришлось сгонять в лагеря, однако их нацию стерли с лица земли. Стивен Фрай играет с гитлеровско-ницшианским утверждением, что «воля и разум» побеждают рок. Он дает героям в руки ниточки, дергая за которые можно изменить мир, всего лишь раз приняв твердое индивидуальное решение. Однако судьба человечества осталась прежней. Предначертанная Европе вторая мировая война произошла. И не важно, кто был ее инициатором - Гитлер или Глодер. На два города американские самолеты сбросили ядерные бомбы. И в историческом масштабе не имеет значения, что это не Хиросима и Нагасаки, а Москва и Ленинград. Немец Лео продолжает страдать комплексом вины из-за того, что его отец принимал участие в экспериментах над евреями в концлагерях. В произведениях, где ведется два параллельных повествования, всегда хорошо смотрятся «продублированные» ситуации. Реплики, произнесенные персонажами в одной реальности, повторяются героями в другой. Дипломная работа Майка разваливается на отдельные листы и растаскивается ветром в обоих сюжетах. Мертвая крыса из мира номер два перекочевывает в первый. Однако господину Фраю удается делать повторы ненавязчиво и наполнять одинаковые моменты прямо противоположными смыслами. Темы, над которыми мудрствует автор и заставляет читателя напрягать все семь пядей во лбу, серьезные. Однако Стивену Фраю не чужда и ирония. Один из его героев мимоходом бросает: «Кино - это действие, а книга - это размышление». Уже на следующей странице повествование из художественного превращается в сценарий для фильма. Нам на простенько-голливудский манер рассказывают, как ученый Лео и Майк идут по темным коридорам лаборатории, включают машину времени и далее - феерические вспышки. Таким образом, писатель дает понять, что любимый «Фабрикой грез» экшн не стоит интеллектуальных трат. В начале книги главный герой рассуждает о цифрах и называет их «поганой штукой». Кажется, благородный план просчитан до мелочей, однако неуловимая деталь ломает глобальную идею. И скрасить произошедший катаклизм способна еще более неуправляемая стихия - любовь. «Мой вишневый сад»: цветущее генеалогическое дерево Марину Влади большинство россиян знают как заграничную жену великого русского барда Владимира Высоцкого. Мемуары актрисы «Мой вишневый сад» обнажают ее биографию, раскрывая Влади с той стороны, с которой ее не знал никто. Чеховский «Вишневый сад» не закончил свое повествование в 1894 году: знаменитая француженка продлила жизнь героев пьесы. Она наделила их судьбами своих родных и близких. Сюжет завязывается в Париже, куда приезжает чеховская героиня после потери вишневого сада. Однако далее на образ Любови Андреевны накладываются характер и детали из жизни бабушки самой Влади. Заканчивается повествование 1969-м, показав историю жизни четырех поколений. Главная героиня Милица - мать Марины Влади - прожила очень сложную и тяжелую жизнь. В восемь лет ее отдали в дворянский смольный институт. Беззаботное детство осталось за стенами здания, своими правилами больше похожего на тюрьму. Судьба не пожалела маленькую девочку, заставив ее стать взрослой уже в 17 лет. Ее отец ушел на войну в тот день, когда жена Аня рожала ему пятого ребенка. Двенадцатилетний брат добровольно отправился служить Родине, мать потихоньку сходила от этого с ума. Маленькая женщина с сильным характером и железной волей нашла в себе силы противостоять всем ударам судьбы. Когда семнадцатилетней девушке принесли известие о смерти брата, она тайно от матери его похоронила. «Ее сын, мой обожаемый брат, мертв... Ее муж, мой обожаемый отец, исчез в страшном водовороте событий... Страна, наша дорогая Россия, за несколько месяцев истерзана в клочья!.. Это слишком - для женщины, которая всю жизнь столько работала, столько отдавала другим...» - объясняет Милица свой смелый поступок. Милица пережила столько бегств, скитаний и гонений, что просто не боялась идти грудью вперед, когда идти было некуда. Детская игрушка - плюшевая обезьяна, которую она возила с собой повсюду, не давала сдать позиции. Мартышка напоминала ей беззаботное детство. Выстоять в жизни помогло любимое занятие - хореография. Танцуя и играя на сцене, она зарабатывала на жизнь, поддерживала маленьких сестер. В среде творческих людей нашла и мужа. Он оказался певцом. Верная и любящая жена считает за счастье совместные поездки на гастроли по всему миру, рождение детей и даже ожидание ночами супруга из казино. Когда их пятой дочери - Марине Влади - исполнилось 12 лет, отец увез ее в Канны. Уже тогда он знал, что ее актерское дарование «выведет семью из тяжелого положения». Заканчивается книга той же картинкой, с которой началась, - цветущим вишневым садом. И в одном пространстве соединилось несколько поколений. 32-летняя Марина играет в спектакле по Чехову свою прабабушку. А в это время в первых рядах в зале сидит ее мать - Милица.

Возрастная категория материалов: 18+