В частности, федеральная автомобильная дорога «Лена» от Большого Невера до Якутска, на которую должен лечь основной грузопоток, сейчас находится в критическом состоянии. Многие участки трассы нуждаются в реконструкции. От верблюда до «КамАЗа» В начале прошлого века, когда было завершено строительство Транссибирской магистрали, от станции Большой Невер на север протянулась сначала пешеходная, а затем и оленья тропа в сторону Якутии. К середине двадцатых годов стало ясно, что лесная дорога не способна обеспечить потребности якутских предприятий в механизмах, продуктах питания. В то время север активно развивался. Геологи нашли богатые месторождения золота около Алдана, Якутск становился промышленным городом. В 1925 году начались изыскания, и почти сразу вслед за ними сооружение первой от Транссиба дороги на север - Амуро-Якутской автомобильной магистрали протяженностью более 1200 километров от Невера до Якутска. На строительстве применялся в основном ручной труд, тачки, ломы и лопаты. Для перевозки грузов использовались лошади и невиданные до этого в здешних местах верблюды. Карьеры для выемки грунта для дорожного полотна выбирались в непосредственной близости от трассы. Мосты возводились из местной лиственницы. Поскольку дорога пролегала в зоне вечной мерзлоты, строителям приходилось постоянно сталкиваться с ее негативным воздействием на земляное полотно в виде наледей, бугров пучения, протяженных заболоченных участков. Почти на всем протяжении трассы в основании дороги пришлось укладывать деревянную подоснову - лежневку из лиственницы. В 1929 году Амуро-Якутский тракт в основном был построен, хотя его доработка продолжалась до 1932 года. В 1972 году по АЯМу из Невера и Сковородина сплошным потоком пошли грузы для строительства Байкало-Амурской магистрали. Грузонапряженность на дороге возросла в полтора-два раза. А с высадкой десантов бамовцев на месте будущих станций Могот, Нагорная, Золотинка, Беркакит грузопоток возрос еще больше. Только теперь вместо верблюдов и оленей по АЯМу пошли тяжелые КамАЗы, «УРАЛы», КрАЗы. Дорога не была готова к такой технике. За счет финансирования по титулу БАМа автомобильную дорогу начали реконструировать. В Тынде был заменен деревянный мост стальным на бетонных опорах, начали укладку асфальта на север и юг от столицы БАМа. Но завершить реконструкцию тогда не удалось. На АЯМе до сих пор остались деревянные мосты постройки 50-х годов, а некоторые участки от Невера до Соловьевска и от Инагли до Джелтулака остались в таком же состоянии, как и в 30-х годах, когда по тракту ходили верблюды. Дорога жизни в прямом и переносном смысле Все эти годы Амуро-Якутская магистраль остается основной связующей нитью Амурской области и Республики Саха (Якутия). Для наших соседей АЯМ - это дорога жизни. По ней в республику по-прежнему завозится большинство продуктов питания, оборудования и других грузов. Водители контейнеровозов, большегрузных машин, рискуя собственной жизнью, отправляются в долгую дорогу до Якутска, не зная, доберутся до места назначения они или нет. - Каждый километр АЯМа оплачен жизнью дальнобойщика. вы посмотрите, сколько вдоль трассы стоит памятников. У меня два друга погибли здесь, - рассказывает о дороге Василий Симентьев, водитель КамАЗа. - Там, где асфальт, еще можно ездить. А в основном-то дорога грунтовая. Летом от проходящих машин поднимается сильная пыль, и видимость становится нулевой. Если на легковой машине попробовать обогнать впереди идущий «Урал», можно запросто столкнуться со встречной машиной. А зимой на перевальных участках многие «уходят» с трассы в кюветы или переворачиваются. Каждый год федеральную дорогу проверяют инженеры из Хабаровска, они проводят исследования и дают заключения. По итогам прошедшей проверки 75% трассы не соответствует нормативам. В таких случаях дорогу эксплуатировать уже нельзя, но закрыть единственную автотрассу - это, значит, отрезать Якутию от большой земли. Сегодня у дорожного эксплуатационного предприятия N 123, которое отвечает за амурский участок дороги Большой Невер - Якутск, есть техника для реконструкции: катки, самосвалы, экскаваторы, асфальтовый завод. То есть потенциал дорожников позволяет привести АЯМ в нормальное состояние. Но федеральный бюджет деньги на это не выделяет. Поэтому машины простаивают в боксах, финансовых средств хватает только на то, чтобы два раза в месяц грейдер прошел по трассе и выровнял ухабы. - В России сейчас три президентские стройки: это дороги в Санкт-Петербурге, под Сочи и Чита - Хабаровск. Эти объекты государство финансирует, а все остальные федеральные дороги, особенно в нашем регионе, - это просто направления, - говорит Игорь Ковалев, начальник ДЭП N 123. Я знакомился с долгосрочной программой инвестиций в дорожное строительство. В ближайшие три года вкладывать деньги в АЯМ никто не будет. Сейчас на многих участках трассы нужно поднимать земполотно, увеличивать радиусы поворотов, сокращать уклоны, которые и являются основной причиной аварий на дороге. На многих мостах, построенных в 50-е годы прошлого века, введено весовое ограничение. Но большегрузным машинам деваться некуда, и они проезжают по деревянным искусственным сооружениям, рискуя провалиться в реку. Сильное течение северных рек зачастую само смывает ветхие мосты, как это произошло в Большом Невере. Напомним: в июне из-за наводнения был разрушен мост, связывающий две части поселка. Это сооружение восстановлению не подлежит, мост нужно строить заново. Сейчас в Москве защищается смета по этому объекту. На строительство нового железобетонного моста потребуется 20 миллионов рублей. Нефтяники без автодороги трубопровод не построят На этой неделе нефтяники вместе с дорожниками завершили комиссионный осмотр автодороги от Большого Невера до Тынды. Строители нефтепровода признали, что без реконструкции трассы сооружение трубы станет под вопросом. Если не предпринять экстренных мер по ремонту АЯМа, мощная техника «Транснефти» окончательно разобьет дорогу и остановит движение автотранспорта. - Мы провели освидетельствование дороги, осмотрели каждый километр трассы, составили акты по мостам, - рассказывает техник «Стройтрансгаза». - Сейчас мы зафиксировали состояние магистрали до начала нашей работы, чтобы потом к нам не было претензий. Теперь мы будем совместно с дорожниками реконструировать наиболее проблемные участки. После строительства нефтепровода мы оставим дорогу в прежнем состоянии, то есть хуже АЯМ от техники нефтяников не станет. Между Тындой и Большим Невером уже активно развернулись работы по строительству нефтепровода. Пока прорубается просека, готовятся площадки для выгрузки труб. Примерно через месяц начнется доставка конструкций для нефтепровода по автомобильной дороге. За это время трассу нужно подготовить к перевозке крупногабаритных грузов. Уже после окончания сооружения трубопровода АЯМ не потеряет свое значение для нефтяников. По дороге «Лена» будут ездить уже эксплуатационники нефтепровода. Сейчас рассматриваются и другие проекты, которые невозможно реализовать без автомобильных дорог, поэтому АЯМ будет по-прежнему востребован так же, как и в годы активного развития Якутии и севера Амурской области.

Возрастная категория материалов: 18+