Пешеходные артерии областного центра сбрасывают с себя старорежимный прикид из асфальтобетона и облачаются в современное одеяние из плитки. Почти весь асфальт в местах передвижения людей уложен еще в советские времена. Увы, время не только лечит: на сегодняшние тротуары больно смотреть и опасно ступать. Первые плиточные покрытия появились в Благовещенске еще лет пять-шесть назад, в основном около магазинчиков, расположенных на первых этажах жилых домов. Весной прошлого года по инициативе мэра города началось крупномасштабное наступление на отживший свое асфальтобетон. С апреля по октябрь было уложено более 25 тысяч квадратных метров плитки, за четыре месяца текущего года - еще почти столько же. Почин мэра подхватили многие преуспевающие фирмы и хозяева коттеджей. Новое покрытие стали применять в гаражах и при благоустройстве мест захоронения. Благовещенск, хоть и с опозданием, подключился к мировому процессу «плиткофикации». Преимуществ перед асфальтобетоном у плитки несколько. Одно из них назовет даже несведущий в дорожном строительстве человек - более эстетичный вид. Из той же оперы: в очень жаркую погоду асфальт разжижается и источает не совсем приятный запах битума. Плиточный тротуар проще в эксплуатации в случае устранения аварий на подземных коммуникациях или при прокладке новых сетей. Плитка легко разбирается и складируется поблизости. После завершения ремонтных (строительных) работ она укладывается на прежнее место. Дополнительных материальных затрат практически нет. И, наконец, одно из главнейших достоинств новой «одежды» тротуаров - ее высокая морозоустойчивость и большая долговечность. Производители плитки утверждают, что их продукция может служить от 40 до 50 лет. Разумеется, при условии изготовления ее согласно нормам и правилам. В противном случае можно заполучить картину территории около Амурской ярмарки, на которой в той или иной стадии разрушения уже находятся десятки плиток. В то же время даже очень качественно выполненное асфальтобетонное покрытие требует ремонта через шесть-восемь лет. Значительно большая долговечность плитки с лихвой перекрывает ее относительную дороговизну (стоимость одного квадратного метра асфальтобетонного тротуара примерно на треть ниже плиточного). Цена - это, пожалуй, единственный минус нового материала. Однако если халтурить при его укладке, может появиться еще один. Швы между плитками, заполненные отсевом ненадлежащим образом или шире нормативных, становятся надежным капканом для каблука типа «шпилька». Пострадавших дам уже много, в этом признаются сами строители. Ни для кого не секрет: большинство позиций из того, что амурчане (благовещенцы в том числе) употребляют в пищу, пьют, носят, к чему прикасаются в повседневной жизни, произведено за пределами нашей области. Так вот, вся до единой плитка, уложенная на благовещенские тротуары, изготовлена в Благовещенске. Ее производство освоили уже около десятка предприятий. Выпускается два вида плитки: прессованная и литая. И там, и там главные составляющие - песок (отсев) и цемент. Отличие в технологии изготовления. Ее модификаций - более десятка, как прямоугольной формы, так и витиеватой, - «катушка», «зигзаг», «кленовый лист»... Литая плитка - с глянцем, прессованная - более шероховатая, а значит, менее скользкая. Впрочем, в последнее время их эксплуатационные характеристики сблизились. К сожалению, под шум плиточного бума в городе было изготовлено и уложено большое количество такой плитки, которая минувшей зимой превратила многие пешеходные дорожки в мини-катки со всеми вытекающими из этого отрицательными последствиями. О том, за счет каких средств реконструируются в Благовещенске тротуары и площади, корреспонденту «АП» рассказал начальник отдела благоустройства городского управления ЖКХ Эдуард Грачев: - Первый источник финансирования - бюджет города, второй - спонсоры. Есть спецсчет, на который добровольно перечисляют деньги предприятия, фирмы, организации, частные лица, индивидуальные предприниматели. К сожалению, очень многие руководители и хозяева отказываются внести свою лепту в благоустройство города - уложить плитку на прилегающей к их зданиям территории. Проводим с ними встречи, совещания, беседы, но соглашаются подставить плечо немногие. После разговора с Эдуардом Сергеевичем я позвонил директору предприятия, расположенного в центральной части улицы Ленина, и поинтересовался, почему отсутствует плитка на пешеходной дорожке напротив занимаемого ими здания. Дама искренне удивилась моему вопросу: - А почему за наш счет должны реконструироваться городские тротуары? Нет у нас на это денег. Отсутствует современное покрытие и около областного краеведческого музея. Его директор Елена Пастухова объяснила: - В настоящее время у нас идет ремонт. После окончания внутренних работ предстоит реконструкция фасадов. Когда все сделаем, перейдем к плитке. Я подойду к этому очень серьезно. Посмотрите, как красиво выполнен тротуар напротив Дома офицеров. С рисунком, из глянцевой плитки - замечательно! Но уверяю вас - у нас будет не хуже. А вообще-то центральную улицу города можно было сделать и красивее. Очень много серой плитки, мало цветной. Я понимаю, все упирается в деньги. Действительно, упирается. По словам Эдуарда Грачева, по этой причине долгосрочных планов по реконструкции тротуаров мэрия пока не делает. Но в любом случае плиточные площади в городе из года в год будут увеличиваться за счет нового строительства: при утверждении проектно-сметной документации благоустройство территорий со стороны уличных фасадов теперь согласовывается только в плиточном исполнении. Замена асфальтобетона на плитку началась с улицы Ленина. Многие были уверены в том, что наведение красоты ограничится семью-восемью кварталами центрального участка главной автомагистрали Благовещенска. Ошиблись однако: в плитку стали одеваться тротуары по Зейской, Шевченко, Калинина, Амурской. Как говорится, процесс пошел. Ускорить его могут руководители предприятий и фирм, которым не безразличен внешний облик родного города.

Возрастная категория материалов: 18+