Однако жители города готовы отдавать любые деньги за то, чтобы стать обладателями заветной сотки. В земельных перипетиях тындинцев попробовал разобраться корреспондент «АП». В дефиците виноваты москвичи Как известно, в конце 70-х годов генеральный план столицы Байкало-Амурской магистрали разрабатывали московские проектировщики. Инженеры исходили из того, что северный город должен быть компактным и занимать небольшую территорию. Проектные институты тогда руководствовались нормативными документами середины XX века, в которых ни слова не говорилось о гаражах, магазинах и уж тем более об игровых клубах, развлекательных центрах. Поэтому дома строились на небольшом расстоянии друг от друга, а на территории между многоэтажками можно было разместить только детские площадки. - За счет компактности экономились значительные средства на коммуникациях: системах тепловодоснабжения, канализации, энергообеспечения, - объясняет позицию советских инженеров главный архитектор Тынды Анатолий Семенов. - А гаражные комплексы проектировщики предложили строить на окраинах города. Тындинцы, которые стали получать машины по бамовским чекам, начали активно возводить гаражи за 5 - 10 километров от своего дома. До начала 90-х годов такой расклад устраивал всех. Начало перестройки открыло горожанам невиданный до этого архитектурный элемент - торговый павильон. Сотни тындинцев решили открыть свои магазины. Здесь архитекторы и вспомнили о своих коллегах из столицы - в подшефном москвичам городе места для новых построек не оказалось. Тогда власти стали считать квадратные метры земли возле каждого дома и искать места, где бы можно было разместить торговые точки. Небольшие павильоны с трудом помещались на детских площадках, тротуарах, автобусных остановках. В это же время горожане посчитали, что ставить автомобиль вдали от дома накладно и неудобно, и начали обращаться в муниципалитет с просьбой выделить участки возле дома под гаражи. Прежний мэр города Марк Шульц эту идею, так же, как и строительство павильонов, поддержал и разрешил повсеместно строить гаражные комплексы и магазины. Так за несколько лет архитектурный ансамбль Тынды с бульварами и площадями коренным образом поменялся. Действия прежнего градоначальника горожане обсуждают до сих пор. Одни говорят о том, что господин Шульц решил проблему московских инженеров и дал возможность тындинцам, не отходя от дома, покупать продукты питания и оставлять на ночлег «железного коня». Другие - что мэр раздавал землю, не думая о будущем города. Нелегальные продавцы Подъем экономики в стране в начале 2000-х годов отразился и на бамовцах. Тындинцы все больше стали обзаводиться машинами, предприниматели почувствовали, что они имеют силу выбраться с лотков на рынке в собственные просторные магазины. Начался новый виток деления земли. - К нам приходят с фантастическими просьбами о выделении земельного участка, например возле городской администрации или на тротуаре по Красной Пресне, - рассказывает архитектор. - Мы на это, конечно, не идем. В городе сегодня уже почти не осталось свободной земли. Проблема вся в том, что большинство хочет получить участок именно в центре. Сейчас мы устраиваем аукционы по продаже права аренды земли: тот, кто предложит больше всего денег, тому мы и отдадим участок. Недавно прошел аукцион, на котором местный предприниматель купил право аренды небольшого земельного участка возле торгово-общественного центра за 1,5 миллиона рублей. Это первый случай в истории города, когда состоялась столь масштабная сделка с землей. Сейчас на торги выставлено еще несколько участков. Подобные аукционы хотя и незначительно, но все же пополняют местный бюджет. Однако чиновников сегодня волнует другая проблема - в городе процветает нелегальная продажа земли. Тындинцы в обход администрации самостоятельно продают друг другу участки и строят на них гаражи и дома. - На неофициальном рынке земельный участок под гараж стоит более 50 тысяч рублей, тогда как мы продаем его всего за 10 - 15 тысяч. Никаких правоустанавливающих документов у незаконных торговцев нет. И когда к нам приходят люди, купившие нелегально землю, и просят ее оформить, мы им отказываем, - рассказывает о сути проблемы Анатолий Семенов. - Для того чтобы получить разрешение на постройку того же гаража, нам приходится отдавать в местный бюджет 4% от сметной стоимости здания. Плюс к этому надо обойти массу инстанций и заплатить такое же количество всевозможных взносов, чтобы получить заветный кусочек земли, - говорит владелец гаража Александр Барковский. - У нас не налажена система продажи земли - к сожалению, все решают деньги. - Несмотря на заверения правительства об упрощении оформления земельных участков, эта процедура проще не стала, - резюмирует заместитель начальника отдела кадастра объектов недвижимости по Тынде Виктор Синицын. Я могу уверенно сказать, что можно оформлять документы на землю и за один день, но для этого депутатам нужно разработать соответствующие нормативные акты. Сами чиновники признаются, что еще не до конца разобрались в земельных вопросах. Нужно составлять новый генеральный план города в соответствии с недавно принятым Градостроительным кодексом. Горожане против захвата земли Пока же в Тынде продолжается война горожан с властями за оставшиеся участки земли возле своих домов. В конце июля жители дома по улице Амурской, 29 устроили пикет против строительства гаражей возле своего дома. - Скоро их начнут строить так, что выхлопные трубы будут заходить прямо в подъезд, - отстаивает свои права один житель. - Мы обращались в администрацию, но нам говорят, что все согласно нормам. Каким? Ни в одном городе нет такого беспредела с землей. По словам главного архитектора Тынды Анатолия Семенова, по СНиПам на каждого жителя дома должно приходиться 24,8 квадратного метра земли. Анатолий Семенович считает, что сюда входят и придомовая территория, и площадь самого жилого здания. По мнению депутатов городской Думы, куда обратились за помощью отчаявшиеся жители, считать нужно по-другому. - По СНиПам на каждого человека полагается 24,8 квадратного метра земли плюс 30 квадратных метров на автомобиль. То есть для данного дома это порядка 5000 метров. Мы сделали замер этой придомовой территории - 1950 квадратов, то есть уже идет нарушение нормы, - показывает замеры депутат городской Думы Татьяна Яхненко. Сейчас в городской администрации ломают голову над тем, какие земли предложить горожанам. Архитектура предлагает вернуться к генеральному плану Тынды и начать осваивать городские сопки. Первыми откликнулись любители горнолыжного спорта. По их инициативе на северном склоне центральной сопки сейчас строят горнолыжный спуск. А на самой макушке по проекту должен быть разбит большой городской парк. Есть и совсем урбанистические планы: сооружать торговые центры над дорогами по примеру крупных городов. Увести магазины и паркинги под землю в Тынде не удастся из-за вечной мерзлоты и неустойчивого грунта. Пока же власти ищут способы удовлетворить земельные запросы горожан, тындинцы ходят с рулеткой возле домов и считают оставшиеся квадратные метры земли с надеждой, что свободного кусочка все-таки хватит, чтобы построить магазин или гараж.

Возрастная категория материалов: 18+