Деревянный мост в Большом Невере находился на федеральной трассе «Лена», связывающей Амурскую область с Республикой Саха (Якутия). Из-за последствий стихии жители нижней половины Большого Невера, а это около 1300 человек, оказались отрезанными от верхней части поселка, в которой сосредоточены основные социальные объекты. Как подсчитали местные старожилы, такого потопа не было 36 лет. Уровень воды в реке поднялся на три метра выше нормы - старый деревянный мост постройки 40-х годов прошлого века не выдержал натиска реки и на глазах изумленных сельчан рухнул. - Мост просто себя изжил, - говорит глава Неверского сельсовета Николай Яковлев. - За 60 лет по нему провезли несметное количество грузов. Основной поток автотранспорта пришелся на годы сооружения БАМа. Когда еще не построили железную дорогу до Тынды, через Большой Невер шли караваны тяжелых машин со строительными грузами. В последние годы из-за строительства федеральной дороги Чита - Хабаровск изменились русла ручьев, впадающих в реку Большой Невер. Где-то строители автотрассы сэкономили на водопропускных трубах. Все это тоже повлияло на гидрологию нашей местности. Сельчане рады, что на этом мосту никто не пострадал. Ведь ветхая постройка могла провалиться под любой машиной и без наводнения. По мнению жителей, «подспорье» в разрушении моста оказали и перегонщики иномарок. Каждый день по поселку проносились сотни японских автомобилей. - Когда моста не стало, мы вздохнули полной грудью в прямом смысле, - делится житель нижней части Невера Алексей Снураков. - Вы представляете, какой был здесь воздух от потока машин? Это и пыль, и угарный газ. Перегонщики почему-то не хотят ездить по объездной дороге, а все мчатся через поселок. А так на время было затишье. Но его прервали нефтяники. Начавшие разворачивать строительные базы в Большом Невере, они сразу же соорудили временный проезд через своенравную реку. Подрядные организации «Транснефти» построили обходной мост в 500 метрах от разрушенного: установили шесть водопропускных труб большого диаметра и два пешеходных моста. Нефтяники взялись и за русло реки: убрали валуны, из-за которых образовался затор во время ливневых дождей, соорудили лотки. - Дефицит неверского бюджета - 80%. Поэтому без поддержки извне мы ничего не можем сделать, - сетует местный глава. - Хорошо, что трасса федеральная и стратегически важная для Якутии: в Москве деньги на восстановление моста уже нашли. А возьмите наши поселковые дороги. Они ведь все без асфальта, пыль стоит ужасная. Но на ремонт местных дорог деньги нам никто никогда не выделит. Разве что нефтяники помогут. Строители нефтепровода готовы помочь поселку - даже построить новый мост через Невер согласны. Но при условии, что затраченные деньги им рано или поздно вернут. - Мы дать гарантии возврата средств не можем, - отвечает заместитель начальника отдела ремонта управления дороги «Большой Невер -Якутск» Эдуард Кленин. - Мы являемся федеральным предприятием, а государство, как известно, деньги на инфраструктурные объекты всегда выделяет с трудом. Изначально мы планировали в Невере построить капитальный мост - его примерная стоимость составила бы 40 - 50 миллионов рублей. Но Росавтодор выделил денег в четыре раза меньше - 12 миллионов рублей. Этих средств хватит только на восстановление разрушенного моста - укрепление опор, замену пролетных конструкций. Тындинский «Мостоотряд-54» уже перебазировал технику в Большой Невер для строительства моста. Сейчас здесь начались подготовительные работы. Восстановленное сооружение будет 72 метра длиной и выше своего предшественника. В управлении автодороги «Лена» в городе Алдане впервые столкнулись с ситуацией, когда приходится полностью отстраивать заново мост после паводка. Сегодня в Большом Невере постоянно проводится гидрологический мониторинг реки. А местные спасатели держат руку на пульсе: в случае размыва готовы мобилизовать всю имеющуюся технику. - Конечно, наших возможностей здесь не хватит - у нас есть только техника ЖКХ, - говорит начальник отдела ГО и ЧС администрации Сковородинского района Владимир Кувико. - Но мы договорились с нефтяниками и мостовиками - если размоет временный мост, они готовы оказать нам помощь. Я каждый день по несколько раз связываюсь с главой Большого Невера и запрашиваю информацию о состоянии реки. Пока ситуация находится под контролем. Местная администрация на случай разрушения объездной дороги предусмотрительно перебазировала в уязвимую половину поселка пожарные и медицинские машины. В школе развернули фельдшерский пункт. В нижней части Невера сейчас работает шесть магазинов. Имеющихся здесь запасов продуктов питания должно хватить на несколько дней. Но сельчане предполагаемого голода не боятся. - Если нужно будет добраться к родственникам в верхний поселок, то переплывем на лодке, поэтому отсутствие моста нас не пугает, главное, чтобы снова не затопило наши дома, - делится местный житель. Мостостроители обещают уже осенью завершить работы по восстановлению моста. Как говорят эксплуатационники дороги, это нужно сделать до замерзания реки, иначе лед заполнит трубы и образуются большие наледи. Они могут принести поселку не меньше бед. Пока же жители Большого Невера уже вторые сутки утром и вечером инспектируют реку - смотрят, насколько поднялась вода. Теперь сельчане ожидают от северной реки любого подвоха. Как оказалось, всего за несколько часов она может натворить множество коварных дел.

Возрастная категория материалов: 18+