В Приамурье в наиболее выгодном положении сегодня областной краеведческий музей имени Новикова-Даурского. Он располагается в здании бывшего торгового дома «Кунст и Альберс». Поэтому часть забот по его охране лежит на плечах государства - за памятниками архитектуры худо-бедно следят. Помимо пенсионеров, контролирующих порядок в фойе, можно увидеть охранника и пост видеонаблюдения. Современная пожарно-охранная сигнализация появилась после пожара в 2002 году - тогда лишь благодаря огнеборцам пламени не дали выйти за пределы мастерских, расположенных в подвале. Однако руководство главного музея Приамурья не скрывает, что повод для беспокойства все же присутствует и помочь может только заинтересованность федерального центра. - Я, если честно, мало удивилась случившемуся в Эрмитаже, - отметила в разговоре с корреспондентом «АП» директор областного краеведческого музея Елена Пастухова. - На наш взгляд, требуется принятие государственных целевых программ, направленных на защиту культурного наследия. Силами одних музейных работников изменить ситуацию очень сложно. Несмотря на свое удачное расположение в центре города за толстыми древними стенами, экспозиции музея дважды переживали тяжелые времена. Сегодня публика может увидеть далеко не все экспонаты. Да и сам он до 1981 года располагался в другом здании, через дорогу, в помещении городской управы (электроаппаратный завод). Несмотря на чиновничью крышу, с 1905 по 1910 годы музей переживал массовое разорение. Как говорится в исторической справке, «он был закрыт для публики, коллекции разорены, чучела попорчены». Причиной тогда послужила слабая заинтересованность властей в сохранении наследия и, как следствие, плохое финансирование. Потом была революция и снова два года забытья. Лишь в 1920 году решено вновь возродить учреждение. Все остальные музеи области находятся в менее выгодных условиях, нежели их благовещенский собрат. В большинстве своем они размещаются в старых, требующих капитального ремонта зданиях. Даже хранилище с громким названием «музей золота» в Зее главной защитой от воровства считает использование муляжей. Ни одного реального золотого слитка там не встретишь. Охранять культурное наследие, цена которому десятки, сотни тысяч и даже миллионы долларов, у нас доверяют бабушкам - божьим одуванчикам. Не исключено, что события в Эрмитаже заставят нанимать лицензированных, подготовленных охранников и пользоваться современной сигнализацией. Но это, скорее всего, коснется только государственных музеев, а в Приамурье в последние годы появилось множество исторических фондов, собранных под крышами организаций и учебных заведений. Оказывается, многие из них уже давно самостоятельно взялись за укрепление экспозиций. Главный музейщик АмГУ Сергей Волегов не без гордости называет свою коллекцию одной из самых защищенных. В выставочных помещениях установлена сигнализация, решетки на окнах, охранники в каждом корпусе, но самое главное, по словам Сергея Владимировича, это учет экспонатов. - Сейчас лето, недавно вернулись из экспедиции, видите, бронзовые иконы спокойно лежат у меня прямо на рабочем столе, - делится Волегов. - Сначала будет составлена учетная карточка. В ней указываются размеры, материалы, из которых выполнен предмет старины, дальше данные заносятся в амбарную книгу, потом делаются карточки научного и геологического описания плюс акт приема на хранение, если экспонат передан музею частным лицом. Таким образом, появляется сразу несколько линий учета. Просто так ни один предмет перекочевать из одной экспозиции в другую не сможет. Еще один секрет успеха, по словам Сергея Владимировича, кроется в минимальном количестве сотрудников музея. С одной стороны, тяжело одному отвечать за все. С другой - меньше шансов пригреть воришку, как это случилось в многострадальном Эрмитаже. Помимо всего прочего, защитные функции в музее могут играть элементы воссозданного стиля минувших эпох - чтобы распилить внутренние церковные решетки на окнах, придется изрядно попотеть. О степени доверия музею говорит отношение церкви - свое личное облачение одному из залов подарил архиепископ Благовещенский и Тындинский Гавриил. Кроме того, там можно встретить такие уникальные вещи, как образец знакового эвенкийского письма (в российских музеях всего три экземпляра), коллекцию бронзовых православных крестов, оружие, знаки главы рода и так далее. По словам хранителя, есть изделия, выполненные из серебра, но по понятным причинам он не стал заострять на них внимание. За все время существования музей не пережил ни одной попытки ограбления. Не смогли припомнить чего-то подобного и в пресс-службе УВД Амурской области. Во всяком случае, за последние годы о воровстве из музеев никто не заявлял. Но это, скорее всего, из-за сложностей со сбытом ворованного наследия. Везти реликвии через всю страну на Запад слишком рискованно, а продавать в Китай невыгодно. Там своих ценностей хватает.

Возрастная категория материалов: 18+