Самый большой «спрос» на учителей иностранных языков (вакантны 99 мест), историков (34) и физиков (33). Для сравнения: в прошлом году из стен только БГПУ вышли 1020 дипломированных специалистов, из них - 91 учитель иностранных языков, 35 - истории. А в этом году университет окончили 1055 педагогов. При этом интерес абитуриентов к этому вузу не ослабевает. Но большей популярностью пользуются непедагогические специальности: историк-исследователь, менеджер, программист и другие. Как сообщили в приемной комиссии БГПУ, конкурс по количеству поданных заявлений на «неучительские» профессии физико-математического факультета составил 8 человек на место, а на факультет иностранных языков - 3 человека. Почему молодые квалифицированные кадры не идут работать в школу? Как признаются сами выпускники, причины остаются те же на протяжении многих лет. Самая главная - нищенская зарплата. Выпускнику педагогического вуза при устройстве на работу в школу присваивается 8-й разряд, колледжа - 7-й. С отличием или нет было окончено учебное заведение, разницы никакой. С 1 мая этого года оклад учителя-предметника по 8-му разряду составляет 1 869 рублей, по 7-му - 1701 рубль. Кстати, один рабочий час учителя начальных классов оценивается еще ниже - 93 руб. 45 коп., а учителя среднего и старшего звена - 103 руб. 83 коп. Конечно, со временем размер зарплаты людей, сеющих вечное, доброе, мудрое, будет увеличиваться (после прохождения аттестации, накопления стажа, доплаты за классное руководство...). Но это со временем, а сразу... Заработок молодого педагога часто даже недотягивает до прожиточного минимума. А он на сегодняшний день, по данным Благовещенского межрайонного отдела государственной статистики, составляет 4 355 руб. на человека. - Кроме этого, есть другие причины. Молодые люди, обучавшиеся в городе и привыкшие культурно проводить досуг, в сельской местности этой возможности лишаются. Учитель стал бы работать там, где есть библиотека, клуб, спортивный зал и, конечно, сверстники, - констатирует Светлана Клопова, начальник отдела кадровой и нормативно-правовой работы департамента образования. - И еще одной проблемой, по которой молодые педагоги не стремятся к работе в школе, является жилищный вопрос. В городе начинающий педагог снимать жилье на свои скромные доходы вообще не имеет возможности. В сельской местности «квадраты» чаще всего предоставляются, но обычно это дом без удобств с печным отоплением. Хотя бывают и другие варианты: например, в Мазановском и Архаринском районах учителю оплачивают аренду жилья, в Ивановском - селят в однокомнатные благоустроенные квартиры. Не помогает решить кадровый дефицит в школах и целевой набор, по которому выпускники обязаны отработать 2 года в своем районе. Увы, этот договор не имеет правового статуса, т. е. заставить молодого специалиста выехать на работу в школу нет возможности. Как показывает практика, возвращаются только 30% целевиков. Изменению сложившейся ситуации, говорят чиновники, может способствовать политика проведения национальных проектов, направленных на развитие села, поддержку молодых специалистов, решение проблем с жильем. В частности, предусмотрены миллионные гранты 22 амурским школам, доплаты за классное руководство, льготы и различные выплаты. К своему профессиональному празднику 74 лучших учителя области получат денежное вознаграждение в размере 100 тыс. рублей. Есть еще и единовременные социальные пособия молодому специалисту при поступлении на работу в год окончания учебного заведения в пять окладов. Заманит ли нацпроект молодых учителей в деревенские и городские школы, покажет время. Сейчас ясно одно: необходимы еще более конструктивные меры. Ведь каждый педагог, в сущности, хочет достойного отношения и, соответственно, достойного уровня оплаты своего непростого, но воистину бесценного труда.

Возрастная категория материалов: 18+