Дело в том, что по первоначальному проекту бронзового Гайдая должны освещать несколько необычных фонарей, стилизованных под кинематографические софиты: правильно поставленный свет и глубину придает, и воришек металла отпугивает. Также по задумке окружать монумент должны скамейки, напоминающие мебель из известной комедии режиссера «12 стульев». Но после того как место для памятника в Свободном было выложено плиткой, денег ни на фонари, ни на лавочки у городской администрации не хватило. Если финансы не найдутся, бронзовым режиссером придется любоваться только днем и стоя. Напомним, торжественное открытие монумента состоится 21 сентября в рамках кинофестиваля «Амурская осень». Перед «отъездом» Гайдая на родину работу авторов памятника - Валерия Разгоняева и Николая Карнабеды - оценил губернатор Леонид Коротков. «Необходимо все заранее посмотреть, чтобы никаких казусов не вышло, - заметил глава Приамурья. - А то простыню сдернут, и у всех челюсти отвиснут». Свое полное впечатление о монументе губернатор решил высказать, когда памятник «встанет на место». Отлитый в бронзе кинорежиссер запечатлен во время рабочего процесса. Присев на коробки от кинопленок, держа в руках сценарий и неизменную сигарету, Леонид Гайдай, улыбаясь, наблюдает за съемкой очередной комедии. Кстати, из-за табака среди московских деятелей культуры разгорелись наибольшие споры. Некоторые критики говорили, что неэтично показывать курящего режиссера, дескать, плохой пример подаем подрастающему поколению, и предлагали заменить сигарету на авторучку. Но на защиту неизменного атрибута в жизни режиссера встали актеры кино, которые лично знали Леонида Гайдая, и его жена Нина Гребешкова. По их словам, режиссер без сигареты - не Гайдай. Авторы памятника постарались максимально передать и портретное сходство. Для этого они не-однократно встречались с Ниной Гребешковой, просматривали семейные фотографии и кинохроники. «Леонид Гайдай был, грубо говоря, лопоух. Мы оставили эту деталь. Правда, сделали все же уши немного поменьше», - добавил Валерий Разгоняев. Во время ваяния художники столкнулись и с непредвиденными трудностями. В частности, пришлось несколько отойти от первоначального замысла и немного «подправить» выражение лица режиссера. «По проекту Леонид Гайдай должен широко улыбаться, но оказалось, что в бронзе такую улыбку выполнить нереально, пришлось сделать ее немного сдержанней», - заметил Николай Карнабеда. Также, по словам создателей монумента, очень сложно было найти сварщика, который не только бы не побоялся взяться за нелегкую задачу, но и с блеском выполнил ее. В Амурской области нет ни одной печи, которые бы позволяли отлить монумент полностью, поэтому Гайдая собирали практически по частям - а это работа кропотливая и сложная. К счастью, такой специалист нашелся. Достаточно молодой, но очень талантливый сварщик Александр Дубко поделился с журналистом «АП» своими впечатлениями о работе: - Бронза - металл вредный. С ним тяжело работать. Но если предложат сделать еще что-то подобное, не откажусь. При работе над памятником произошла и почти мистическая история. Правую ногу режиссера долго не могли отлить из бронзы - то металл был с дефектом, то качество уже готовой детали не устраивало художников. «За то время, пока отливали эту часть тела, и у меня, и у Николая Карнабеды сильно разболелись ноги», - рассказал Валерий Разгоняев. Почти двухметровый памятник Леониду Гайдаю уже готов к тому, чтобы его оценили зрители. Но художники переживают за свое детище: «Бронзе ни ветер, ни дождь не угроза, больше боимся охотников за металлом. онечно, полуторатонный памятник не украдут, но испортить могут».

Возрастная категория материалов: 18+