Дело, конечно, не в названии. Тогда амурская общественность оценивала «здоровье» всего участка нефтепровода, запроектированного на территории нашей области, а сейчас обсуждались лишь 125 километров трассы из прежних почти 600. Причина другая - тема по большому счету потеряла новизну. Более того, амурчан уже интересует не экологическая составляющая будущего объекта трубопроводного строительства, а когда наконец начнется прокладка нефтепровода. Это нетерпение объяснимо. Первые упоминания о том, что нефть месторождений Восточной Сибири потечет по трубам к Тихому океану, появились в СМИ пять лет назад. Уже работали в Благовещенске, Тынде и Сковородине общественные приемные, там же прошли и общественные слушания. Теперь, после того как нефтепровод ушел от Байкала на сотни километров и сильно изменился его маршрут (в том числе в Амурской области), этот первоначальный этап, требуемый законодательством, как бы повторяется. Отсюда вялотекущий интерес амурчан и к работе вновь открытых общественных приемных, и к самим слушаниям. Впрочем, не только амурчан. Год назад, помнится, представители «Транссибнефти», приехавшие в амурскую столицу «агитировать» за экологическую безопасность нефтепровода, были настроены по-боевому. Потому выступления гостей отличались эмоциональностью, убедительностью. Вчера же все, что говорилось с трибуны, было уже изложено ранее (причем подробно, а значит, интересно) в материалах к общественным слушаниям, которые предлагались каждому участнику встречи. Повторять общеизвестные факты типа пропускной способности трубопроводной системы «ВСТО» (вначале 30 млн. тонн в год, а затем 80 миллионов) вряд ли имело смысл. Собравшихся могли заинтересовать детали: сколько раз труба пересечет реки Могот, Гилюй и их притоки, не пострадают ли месторождения пресных вод в Тындинском районе, редкие виды растений, оленьи пастбища? Но задавая вопрос о сохранности тамошних зоологических заповедников, заказников, городищ или древних захоронений, представители общественности даже не удосужились предварительно узнать, что ничего подобного на пути нефтепровода не встретится. Нет в районе трассы и особо охраняемых природных территорий. На мой взгляд, это защитников экологии огорчало более всего. Некоторым участникам слушаний очень хотелось перевести разговор в денежное русло: сильно ли «наследит» труба и сколько заплатят нефтепроводчики за ущерб нашей почти девственной природе северного Приамурья. И когда прозвучало: «ориентировочно общие затраты на природоохранные мероприятия, включая компенсационные выплаты, составляют 31,1 миллиона рублей», кое-кто, не стесняясь, недовольно хмыкнул: «Только и всего». Было даже высказано предложение открыто проголосовать за одну из двух резолюций: ограничить норму прибыли пришедшим в нашу область нефтяным компаниям в размере инфляции, а всем жителям Приамурья, в зависимости от срока проживания на амурской земле, выплачивать от 10 до 50 тысяч долларов в год. Но этот «спич» даже отдаленно не напоминал плохо разыгранный скандальчик. Можно было улыбнуться такому радетелю нашего с вами финансового благополучия. Официальные лица же предпочли напомнить, что природной ренты, как в Саудовской Аравии или Эмиратах, у нас нет, что все расчеты по тому 31 миллиону сделаны согласно действующим в России экологическим нормативам. Тем не менее несколько конструктивных предложений и замечаний на слушаниях прозвучало. Например, начальник отдела экологической экспертизы управления Росприроднадзора по Амурской области Наталья Воронюк настаивала на том, чтобы компенсация за экологический ущерб во время строительства нефтепровода материализовалась в виде рыбозавода. Участники встречи предлагали заказчикам и разработчикам проекта более детально продумать вопрос об очистных сооружениях, об экстренной доставке специалистов в случае аварии на трассе, о повышении сейсмостойкости сооружений, ведь на севере Приамурья возможны землетрясения силой до 9 - 10 баллов. Все это было запротоколировано и, судя по обещаниям устроителей общественных слушаний, найдет отражение в поправках. Ведь нынешний разговор - лишь один из этапов подготовки к государственной экологической экспертизе проекта. Из последних новостей: уже пройдено 80 км лесосеки на амурском участке нефтепровода. Поскольку сроки строительства трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан» предельно сжаты, проектирование измененной трассы идет в три этапа: от Усть-Кута до Талаканского месторождения (Якутия), от Тынды до Алдана и от Талакана до Алдана. Предполагается, что первые кубометры грунта для первой трубы на нашем, втором этапе, то есть в Тындинском районе, будут извлечены в первой декаде сентября.

Возрастная категория материалов: 18+