- В этом году цены на зерно ведут себя вопреки логике: в разгар страды зерно дорожает. Это радует крестьян, но в этом видится вызов нашей способности понимать рынок и управлять им. Многие видят причины в крупных экспортных контрактах, но разве их не было раньше? - Сыграло роль сочетание многих факторов. Во многих странах сложилась тяжелая ситуация с урожаем. Резко растет потребление зерна, прежде всего в странах Юго-Восточной Азии. Все больше зерна нужно и нам - поднимается животноводство, пусть пока только производство свинины и мяса птицы. Государство вовремя объявило интервенционные цены, четко сказало: если зерно будет дешеветь, мы его будем покупать по 3100 - 3300 рублей за тонну, что послужило ясным сигналом производителям о том, какова справедливая цена. - Независимые эксперты побуждают минсельхоз провести интервенции специально для Сибири. Вы на это пойдете? - Если понадобится, пойдем. Кроме того, мы ведем активные переговоры с Японией, Китаем по поводу поставок туда ежегодно партий продовольственного зерна. Если мы пробьем восточный коридор (а это комплексная задача: проблемы тарифов, снятие политических барьеров), то сможем колоссально стимулировать развитие АПК в Сибири. Сибирь имеет реальный почвенно-климатический потенциал для производства зерна на экспорт в Китай, Японию, Вьетнам, Корею в объемах около 5 миллионов тонн в год. - Есть ли в минсельхозе планы жестко разобраться с регионами, в которых власти обрекают крестьян на разорение посредниками? - Понимаете, регионы разные и по объективным, и по субъективным причинам. В то же время надо признать, что большая, федеральная политика регулирования рын-ка - в зачаточном состоянии. Мы не умеем работать системно, как в ЕС или в США. Мы, к сожалению, не преодолели период детской болезни либерализма, много теоретизируем, не учитывая состояния предприятий и товарных рынков в условиях экономики переходного периода. «Шатания» наверху транслируются и в регионы. Однако через боль и муки рыночной экономики мы потихоньку приходим к пониманию того, что нужна четко выраженная торговая политика как внутренняя, так и внешняя. - Коснемся темы не менее горючей - топлива. Государство выделило 5 миллиардов рублей на компенсацию роста цен на ГСМ - цены выросли все равно. Как сгорели эти 5 миллиардов, что они дали? - Минсельхоз не раз предлагал, чтобы государство устанавливало некий предельный уровень роста цен на топливо, например, привязанный к темпам инфляции, и чтобы продавцы ГСМ имели право выходить за его пределы только по решению антимонопольных органов. К сожалению, эта схема не была принята. Тогда мы сказали: хорошо, диспаритет цен за 15 лет украл у аграриев 500 миллиардов рублей. Давайте тогда возмещать АПК разницу между ростом цены на топливо и на сельхозпродукцию. Мы просили 15 миллиардов рублей, чтобы покрыть хотя бы на 20 процентов ценовой разрыв прошлого года, а получили 5. Но даже эти деньги, поступившие в марте - апреле, сыграли огромную экономическую и психологическую роль. Данное президентом на недавнем совещании в Удмуртии поручение правительству разработать системный механизм решения этой проблемы имеет огромное экономическое и моральное значение. Впервые за 15 лет государство признало, что диспропорции между отраслями есть и что их необходимо централизованно выравнивать. Признало, что углеводороды - это достояние всего общества, они должны работать на всю экономику, а не служить для зарабатывания сверхприбылей отдельными частными лицами. - Семь лет, как вы на посту министра. Что не удалось, несмотря ни на что? - Государство не обеспечило сельскому хозяйству достаточных доходов и справедливых экономических отношений по сравнению с другими отраслями. Поэтому пока мы не создали достойной жизни на селе. На первый взгляд это проблема самого села, но те, кто так думает, совершают большую ошибку. Российское общество недооценивает значение сельских территорий, сельских жителей для перспективного развития и сохранения народов России. - Поразительно, но точно такой же ответ мне дал министр сельского хозяйства США. Может, это общая для аграриев всего мира проблема? - Когда об этом говорят американцы, то имеют в виду несколько иной уровень остроты проблемы. У нас-то она гораздо актуальнее. Ведь в США нет проблемы консолидации государства, сохранения своих территорий, а у нас эти все вопросы существуют в реальности, особенно в отношении Дальнего Востока, Крайнего Севера. - Вы говорите о «проблеме целостности государства»? - Государство должно обеспечить контроль над своей территорией, но только ли военным способом? Наверное, самый главный критерий того, чья это территория, - то, какие люди здесь живут и работают. Идентификация территорий обеспечивается в полной мере только сельским хозяйством. И хорошо, если бы эти территории были если не самодостаточными, то хотя бы вписанными в общее экономическое пространство страны. Ползучая миграция создает проблемы даже для стран ЕС, но у нас она реально может обернуться колоссальной катастрофой. К сожалению, эта тема замалчивается, боязно даже подумать, что может быть через 25 - 30 лет, если не переломить существующую тенденцию. - На Дальнем Востоке совершенно спокойно обсуждается идея отдать китайцам в аренду территории целых районов на 49 лет, что позволяет Земельный кодекс. Экономический рывок там будет - китайцы умеют работать. Но вас, кажется, это не радует? - Я коротко скажу, что лично я категорически против. - В советские годы мы повидали много лозунгов. Говорили то о выравнивании жизни в городе и деревне, то о смычке города и села. Сейчас актуален национальный проект. Какова его цель, очередная «смычка»? - Я не хочу никого разочаровывать, но выражусь прямо: никто никогда не говорил, что приоритетные национальные проекты - это программа, способная кардинально поменять качество сельской жизни. Это всего лишь приоритет государства на ближайшие два года. Способ сосредоточить усилия государства на главных направлениях. Да и не надо пытаться «выравнивать» город с селом - у села и так есть существенные преимущества для того, чтобы люди выбирали сельский образ жизни. Другое дело, что город должен научиться правильно оценивать село, которое дает ему множество благ, не измеряемых ни в какой валюте. Это сохранение культурных традиций, трудовых и людских резервов, это и геополитический контроль над территорией, и многое другое, что трудно оценить в деньгах. «АП» попросила прокомментировать интервью председателя постоянной комиссии по вопросам аграрной политики и природопользованию облсовета Геннадия Иванова. - Министр абсолютно прав, нельзя допустить тихого проникновения китайской нации на территорию России. Мы должны обеспечить работой прежде всего собственных граждан, создавая для них новые предприятия и рабочие места. Ведь сегодня безработица в области, та, что находится за пределами статистики, весьма значительна. И современные технологии в сельском хозяйстве, которые начинают внедряться у нас, кардинально проблему занятости не решат. Много людей не потребуется на новых животноводческих комплексах, которые уже возводятся в рамках нацпроекта. Так что иностранную рабочую силу надо использовать очень разумно. Как, впрочем, и переселенцев из других регионов. Что они будут делать в Шимановске или Тамбовском районе?

Возрастная категория материалов: 18+