В этом году решили круг расширить. Система образования выполняет социальный заказ всего общества, поэтому общество должно знать о ее проблемах и помогать в их решении - примерно под таким девизом состоялась в первый день форума ассамблея, на которую, кроме работников образования, были приглашены представители общественности и бизнеса, социальные партнеры, родители. Ассамблея - встреча единомышленников. О том, какие проблемы в канун учебного года волнуют педагогов и общественность, и шел разговор. В школе ждут науку - Главный фокус социального партнерства - дети, - подчеркнул руководитель областного департамента образования Олег Лапицкий. И, завершая выступление на ассамблее, предложил 2007-й год объявить Годом ребенка в Амурской области. Потому что нерешенных проблем детства накопилось очень много. Немало их и у современной школы. И одна из главных - установление партнерских отношений с обществом, с некоммерческими общественными организациями и бизнесом. Цель школы - готовить успешного выпускника, востребованного современным обществом. Но и общество должно помогать школе - в лице родителей, общественных и бизнес-структур, институтов гражданского общества. О формах взаимодействия и шел разговор на форуме. Но не только о них. Школа тоже активно меняется, желая соответствовать времени. По словам Олега Лапицкого, один из важных шагов в развитии образования - поддержка инновационных школ. В области возрождено движение инновационных школ, создана областная ассоциация. Департамент на областном уровне при формировании бюджета 2007 года инициировал увеличение надтарифного фонда для образовательных учреждений на 25 процентов, что позволит оплачивать труд учителей, работающих качественно и результативно. Однако инновационный характер имеют всего десять процентов амурских школ. Одна из них - в Архаре, которой уже 25 лет бессменно руководит Юрий Каралаш, академик Академии творческой педагогики. «В школу должна прийти наука, - убежден Юрий Иванович. - В каждой школе должна быть экспериментальная площадка для апробации новых идей. Нужна команда педагогов для внедрения этих идей. И еще необходим обмен опытом. И у нас, и у других педагогов накоплено немало прекрасного методического материала, а что мы друг о друге знаем?» Однако в становлении инновационных школ немало преград, и на одной из них Олег Лапицкий остановился особо. Переход на нормативно-бюджетное финансирование поставил инновационные учреждения в общий ряд школ. Как результат - в прошедшем учебном году в Тынде были сокращены ставки педагогов дополнительного образования в школе N 7 и начальной школе N 10, грядет сокращение штатов в Тындинской гуманитарной гимназии. Подобных процессов опасаются и в Белогорской гимназии искусств. Дополнительное образование стало сферой финансовых полномочий муниципалитетов, но они к таким затратам не готовы. Басинда Феропонтовна и родительский кошелек На форуме Белогорская гимназия искусств презентовала свой проект «Путешествие в Искусствоград». Уникальное учебное заведение, под крышей которого соседствуют сразу четыре школы - общеобразовательная, художественная, хореографическая и музыкальная, - имеет многих соцальных партнеров и часто «выходит в люди». За два года школа провела в городе 54 акции, множество концертов, ее ученики имеют массу наград, дипломов и благодарностей. Пару дней назад хор «Радость» вернулся из Болгарии, где участвовал в фестивале детского творчества, с очередной наградой. На сцене - бабушка с внучками. Девочки начинают репетировать - одна поет гаммы, вторая доводит до совершенства балетные па, третья рисует. Внезапно в их мир врывается разгневанная соседка Басинда Феропонтовна, которой они помешали отдыхать, отнимает у девочек ноты, пуанты и мольберт. Девочки плачут, а мудрая бабушка объясняет, что любить искусство надо учиться с детства, и приглашает всех в Искусствоград, где есть Хоровая площадь, Аллея танцев, Художественный проспект. И далее педагоги и дети начинают небольшой концерт, в рамках которого знакомят школьников с языком искусства. В Белогорске нет филармонии и театра, но ведь хочется, чтобы маленькие белогорцы умели воспринимать язык искусства, знали театральные, музыкальные, балетные термины, могли правильно вести себя в зрительном зале - словом, не стали Басиндами Феропонтовнами. Проект, который зародился пять лет назад, в прошлом году стал победителем Всероссийского конкурса инноваций. - Наша школа необычная, - говорит ее директор Татьяна Войтенко. - Дети вместе сидят на уроках русского и математики, затем художники идут на свои спецпредметы, хореографы, музыканты на свои, а потом снова вместе собираются на истории и биологии. Уникально, что у нас ребенок развивается комплексно. Если по математике, допустим, ученик не успевает, но у него здорово получается рисунок, в маленьком человеке пробуждается его «я», и после этого уже и по математике дела идут на лад. Бывает, что дети в обычной школе - двоечники, но приходят к нам - и за счет таланта они хорошо раскрываются и в общеобразовательных дисциплинах. Гимназия искусств существует в Белогорске 13 лет. Говоря о трудностях, директор назвала главную - финансирование общего и дополнительного образования разделилось. По словам директора, без социальных партнеров, без спонсоров гимназии сегодня не выжить. Все, что идет за рамками регионального и федерального финансирования - ремонты, поездки, развитие детей, - все за счет родителей, несмотря на то, что прием детей в гимназию осуществляется на основе таланта, а не на основе родительского кошелька. Возжаевке миллиона не хватит Возжаевская школа N 1 стала одной из 22 школ-миллионеров, победивших в конкурсе Президента РФ в рамках нацпроекта «Образование». Информатизацией учебного процесса занимаются многие школы. В Возжаевке Белогорского района занялись созданием беспроводной информационной магистрали между учебными заведениями. Это первый опыт в регионе по подобной технологии. Сеть свяжет три общеобразовательные школы и два учреждения дополнительного образования. На всех учреждениях будут радиоуправляемые антенны, которые обеспечат связь. Задача - учить педагогов и учеников пользоваться ею. Интернет обходится дорого. С помощью беспроводной магистрали можно организовать дистанционное обучение. Это особенно актуально для сельской школы, где мало классов: для нее это шанс повысить качество образования, привить ученикам информационную компетентность. - Это наша экспериментальная площадка по переходу на предпрофильное и профильное обучение, - рассказывает директор школы-миллионера Геннадий Иванин. - Это дорогостоящий проект, миллиона нам явно не хватит. Ведь оборудование, которое мы будем приобретать, установим в пяти образовательных учреждениях. На базе нашей школы создадим информационно-ресурсный центр. Проблема - в привлечении дополнительных средств. Опыт, которым Геннадий Викторович делился с коллегами на одной из творческих площадок форума, касался финансово-экономической компетентности руководителя школы. Незнакомое многим слово «фандрайзинг» - привлечение ресурсов - звучало в его речи не раз. Ресурсы - это не только деньги, но и люди, время, информационные технологии. - Сложно, но интересно стало работать, - признается Геннадий Викторович. - Веяния времени ставят неразрешимые проблемы, но когда внимательно подумаешь, оказывается, все решаемо. Главное - упорство, упрямство. И команда. По словам Геннадия Иванина, трудности встречаются там, где не ждешь. В школе оформили два кабинета - информатики и мультимедийный. Требования Санэпиднадзора, Энергонадзора, Госпожнадзора соблюсти удалось. Самая большая проблема - получить разрешение радиочастотного центра в Москве, для этого большой пакет документов надо подготовить. Кроме того, есть и кадровая проблема. Встает вопрос об изменении штатного расписания для инновационных школ. Возжаевской в данный момент нужны в штате системный администратор и заместитель директора по информатике на полную ставку. Совместители проблемы не решат - для успешного осуществления проекта, который в будущем может стать проектом всего Белогорского района, нужны квалифицированные кадры. «Заработаю денег и вернусь в школу» Одна из творческих площадок форума носила название «Педагогические кадры: миссия и статус учителя». Проблемы амурского учительства сегодня схожи с общероссийскими - сегодня многие, даже опытные учителя покидают систему образования. В Приамурье, по состоянию на 1 октября 2005 года, из учреждений образования выбыло 756 педагогов, в том числе в более высокооплачиваемые отрасли - 290 человек. В школах почти 45 процентов - учителя предпенсионного и пенсионного возраста. На сегодня в образовательных учреждениях сформировалось 395 вакансий. Из БГПУ и Амурского педколледжа выпускается ежегодно более 900 учителей. Но в 2005 году только 171 выпускник из них пришел в школу. По словам руководителя областного департамента образования Олега Лапицкого, необходимо разработать нормативно-правовую базу целевого набора. Возможно, стоит инициировать студенческое движение педагогических отрядов и педдесантов в поддержку сельской школы. В этом контексте встает вопрос о статусе учителя в регионе. Учитель истории Гродековской школы Благовещенского района Сергей Бердник считает, что миссия учителя сейчас, как и в прежние времена, в подготовке новых поколений к жизни. Чем успешнее выполняется миссия, тем выше статус учителя. Статус зависит от того, насколько общество воспринимает учителя и насколько государство его ценит. Учитель - это третий субъект в отношении к статусу. За счет своего профессионализма и своей успешности педагог может поднять свой статус лишь на одну треть, а две других трети не от него зависят. А от государства, которое ставит учителя в такое положение. И от общества. Учитель сегодня меж двух огней - общество люмпенизируется, и появляется элита, размышляет историк Сергей Бердник. И та, и другая прослойка требуют своего подхода к обучению. Учитель зажат между двух огней и пытается следовать идеалам народного образования, то есть дать всем равные шансы в получении образования. И в этом смысле социальная среда для учителя негативна. Она принижает его статус. То есть статус учителя должно повысить государство. - Мне многие говорили, что я бы более успешно работал в других областях деятельности, - завершая свой монолог, признался историк из Гродекова. - Но если с детства себя готовишь к одной деятельности - потом сворачивать трудно. Я нормальный человек - делаю в жизни то, что мне нравится. Но если говорить о людях, которые свернули с этого пути, они не стали счастливыми. Они работают в милиции, в коммерции. Они повысили свой статус, но они не обрели счастья. Мой бывший коллега, работающий в коммерческой структуре, сказал мне: заработаю денег и вернусь в школу, хочется поработать для души.

Возрастная категория материалов: 18+