Археологи признаются, что если бы здесь прошли строители, не исключено, что на памятнике появились бы новые рисунки. Присутствие человека никогда не проходит для памятников бесследно. Кто-то, видя на поверхности скалы изображения, норовит оставить рядом собственный автограф. Некоторым не терпится выстрелить по рисункам шаманов и охотников. - Новый путь нефтепровода проходит вдали от памятников древних культур, поэтому этот вариант трассы предпочтительней, - считает директор Центра по сохранению историко-культурного наследия Амурской области Николай Зайцев. - Маршрут трубопровода проходит преимущественно по хребтам, большинство же археологических памятников находятся в непосредственной близости от рек. А места, где будут возводить временные поселки для строителей, подверглись воздействию человека еще во времена строительства БАМа. Потому объекты культурного наследия повреждены не будут. Перед началом любых работ, ведущих к изменению ландшафта, строители должны провести историко-культурную экспертизу участка. Специалисты должны определить, нет ли на нем археологических памятников. И если памятники не обнаружат, можно начинать строительные работы. Сейчас в Иркутской области разгорается спор между местными археологами и строителями нефтепровода «ВСТО». На пути нефтепровода оказались стоянки каменного века. Ученые требуют скорректировать маршрут трубы или провести стационарные раскопки, но уже в будущем году, что срывает сроки сдачи объекта. В Приамурье же подобных ситуаций, очевидно, удастся избежать. Новая трасса нефтепровода не пересекает ни один из археологических памятников. Сейчас ученые подготовили данные о наличии объектов культурного наследия на пути «китайской ветки» нефтепровода. Однако, скорее всего, специалистам предстоит детально изучить маршрут прохождения трубы на участке Большой Невер - Сковородино - Джалинда на месте. В случае, если памятники обнаружат, заказчикам строительства придется предпринять меры к их максимальному сохранению.

Возрастная категория материалов: 18+