- Наталья Тимофеевна, насколько «теневая» зарплата распространена в Приамурье, наверное, у вас есть на этот счет своя статистика? - Аналитическая выборка показателей налоговой отчетности свидетельствует, что в 2005 году более 3800 работодателей (это 35% общего количества работодателей области) выплачивали своим работникам заработную плату ниже прожиточного минимума, установленного постановлением губернатора, из них 1111работодателей (10% общего количества) - ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством. Далеко не факт, что все они скрывают часть зарплаты от уплаты налогов, но то, что это явление в области весьма распространено, очевидно. - Какие способы борьбы с «теневыми» зарплатами используются налоговыми органами? - Прежде всего, разъяснительный. Призываем работодателей добровольно выполнить свой долг. Управление и межрайонные инспекции ведут постоянную работу в СМИ. Это и статьи в печатных изданиях, создание и прокат тематических видео- и аудиороликов, выпуск специальных листовок. Если это не помогает, руководителей-работодателей приглашаем на заседание рабочих групп, которые созданы в областном управлении и во всех межрайонных инспекциях. В заседаниях принимают участие представители правоохранительных органов и органов внебюджетных социальных фондов. Во всех налоговых органах области действуют телефоны доверия по приему информации о выплате «теневой» заработной платы. На сегодня от налогоплательщиков поступило более 100 сообщений, ни одно из которых не остается без внимания. В первом полугодии 2006 года по таким сообщениям выявлено четыре случая выплаты заработной платы «в конвертах» тремя индивидуальными предпринимателями и одной организацией. По результатам проверок им дополнительно начислено около одного миллиона рублей единого социального налога (ЕСН) и НДФЛ с учетом пеней и штрафных санкций. - Налоговый прессинг усиливается? - Надеюсь, нет. К каждому работодателю, который подлежит рассмотрению на комиссии, подходим индивидуально. Прежде всего, направляем адресное письмо, в котором предлагаем самостоятельно проанализировать финансовые возможности и принять меры для повышения социальной защищенности своих работников. Между прочим, многие работодатели после такого анализа приходят на заседание группы с решением о повышении зарплаты. Далее налоговые органы только контролируют его исполнение. Но есть и такие, кто считает предъявляемые рабочей группой требования очень жесткими. В этом случае ведется предметный разговор. Согласитесь, если учредитель и руководитель строительной организации, официально выплачивающей своим работникам зарплату в 3 раза ниже сложившейся по отрасли, регистрируют еще 5 - 6 организаций такого же профиля и с такой же зарплатой работникам, мы вправе задать вопрос о его долге перед работниками и государством. Или если работодатель - риэлторская фирма - на заседании группы утверждает о бедственном финансовом положении, а при этом строит новый офис, можно ли говорить о том, что дела у него идут настолько плохо, что и зарплату платить нечем? Другой пример - известная в области фирма гарантирует при приеме на работу социальный пакет, зная о том, что пособие по нетрудоспособности будет выплачиваться из установленной официальной зарплаты в 1000 рублей, а не из тех 10000 рублей, которые вручает работнику в «конверте». В отношении нарушителей налогового законодательства контрольные мероприятия будут проводиться в полном объеме. Кстати, недавно в СМИ прошли сообщения о том, что арбитражным судом Удмуртской республики и Федеральным арбитражным судом Уральского округа признаны правомерными действия налогового органа по определению сумм НДФЛ и ЕСН расчетным путем на основании имеющейся у него информации о наличии в обществе с ограниченной ответственностью двойного учета заработной платы работников. В ходе судебного разбирательства суды сделали вывод о доказанности недобросовестных действий ООО, направленных на уклонение от уплаты налогов, поскольку в ходе выездной налоговой проверки выявлено превышение фактически полученной работниками заработной платы в 2,6 - 3,43 раза по сравнению с отраженной в бухгалтерском учете. - Как вы относитесь к инициативе ФНС проверять кредитные истории жителей области, сравнивая их официально заявленную в налоговых декларациях зарплату с данными из справки, предоставляемой банку при получении кредита? - Инициатива ФНС о проверке кредитных историй граждан, вероятно, возникла неспроста. Определенная часть бизнес-сообщества приняла решение минимизировать свой вклад в выполнение социальной программы государства через уменьшение налогооблагаемой базы по НДФЛ и ЕСН. Государство же не может минимизировать заботу о социально незащищенных гражданах, поэтому вынуждено принимать адекватные меры через свои службы. Но инициатива - это не закон. Все информационные взаимодействия и в банковской сфере, и в налоговой регулируются соответствующими законодательными и нормативными актами. Только при их принятии будет возможен обмен данными в строго установленных рамках. До этого налоговые органы действуют в пределах прав, предоставленных им Налоговым кодексом. - Очевидно, что налоговые органы вряд ли справятся с проблемой «серых» зарплат без помощи. На чью поддержку в этой работе рассчитываете? - Исходя из того, что проблема «теневой» заработной платы носит комплексный характер, налоговые органы проводят ее во взаимодействии с главами муниципальных образований, правоохранительными органами, инспекциями по труду. Информация о работодателях, нарушающих федеральное законодательство и выплачивающих заработную плату ниже официально установленного минимального размера оплаты труда, направляется в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования. Рассчитываем на помощь профсоюзов и общественных организаций. В ряде регионов положительно зарекомендовала себя практика заключения трехсторонних соглашений между администрациями, профсоюзами и объединениями работодателей. Например, в ноябре 2005 года было заключено трехстороннее (региональное) соглашение между правительством Московской области, областным объединением организаций профсоюзов и объединениями работодателей Московской области на 2006 - 2008 годы. В нем работодатели приняли на себя обязанность установить с 01.01.2006 года «в организациях (кроме организаций, финансируемых из бюджета) минимальный уровень заработной платы в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения Московской области». У нас зарегистрирован Союз работодателей Амурской области, который мог бы подключиться к этой работе.

Возрастная категория материалов: 18+