Создатели картины сквозь свист стрел и топот копыт попытались набросать портрет национальной идеи. В кадре В некотором царстве в казахском государстве родился мальчик Мансур благородных кровей. Те времена для степняков были неспокойными: мало того что они постоянно враждовали друг с другом - их немирной жизни угрожали кочевые племена Джунгары. Царственного отпрыска решено спрятать подальше от врагов. Более безопасного места, чем обитель мудреца Ораза, в те далекие годы найти было трудно. Старик заодно паренька научил уму-разуму и боевым искусствам. Мальчик подрос-похорошел. Влюбился. Сначала проблемой было то, что эту же девушку полюбил и лучший друг Мансура. Потом ситуация осложнилось тем, что красавицу Гаухар похитили пресловутые джунгары. Традиционный лав-конфликт обрастает политикой и философией. Разрозненные казахские племена не могут противостоять свирепым вражинам. У каждого народа, человека и любви должно быть свое отечество. Переварив в себе эти мудрости, отважный Мансур, ставший Аблай ханом, объединяет разбросанных по всей степи людей и создает армию, способную победить джунгар. За кадром Зрители, настроившиеся созерцать бескрайние ковыли, первыми кадрами будут удивлены - снят «Кочевник» по идее президента Казахстана Нурсултана Назарбаева с вытекающим отсюда серьезным предисловием о национальном самосознании. В финале зал тоже ждет моралите о единстве народа и его гордости. Между пафосным прологом и эпилогом все-таки степи, облака и сухой ветер. Собственно, фильм берет в первую очередь картинкой. Колоритные лица, расшитые одежды, глиняные крынки... Но от сюжета хочется морщить нос. Многие повествовательные линии к середине исчезли, были выброшены то ли за ненужностью, то ли из-за неинтересности, то ли авторам стало лень додумывать их до конца. Странные диалоги, скорее, путают мысли зрителя, чем отражают сознание героев. Ближе к титрам казахи объединяются, однако после надписи «конец» у смотревших все равно остается ощущение разрозненности. Нецельности фильма. На экране прокрутили нарезку из разговоров, поцелуев, кинжальных ран, сдвинутых раздумьем об отечестве бровей, которая никак не хочет складываться в картину. Пазлы не стыкуются друг с другом по простой причине - ленту делали мастера из трех стран (Казахстан, США, Россия) и каждый пытался сложить свое полотно. Американская сторона дала свое представление о казахской ментальности. Шаблонными получились даже главные герои, не говоря о злых злодеях и мудрых мудрецах. Мансура играет начинающий заокеанский актер с мексиканскими корнями Куно Беккер. Единственное, что хорошо сделал привлеченный для второстепенной роли Марк Дакаскас, - прокатился галопом на лошади. Также актеры из-за океана разбавляли своим присутствием массовку - можно загибать пальцы, считая, сколько среди азиатов мелькало европейских лиц. Зато батальные сцены, как всегда в Голливуде, сняты безупречно. Над ними работали мастера, делавшие спецэффекты в «Послезавтра». Когда 40 миллионов долларов, выделенных на съемку фильма, стали заканчиваться, коллеги из США удалились со съемочной площадки, оставили недомонтированный фильм. Казахам пришлось в срочном порядке искать режиссера, который способен сырой материал превратить в рахат-лукум или хотя бы «дунькину радость». Таким человеком оказался Сергей Бодров («Сладкий сок внутри травы», «Непрофессионалы»). Однако и ему не удалось создать шедевр: понять чужую идею нелегко, когда она готова на 50 процентов, особенно если голливудской образ мысли чужд. Казахи запустили в мировой прокат свою национальную идею, написанную чужими силами. Общественность развела руками. Только факты о «Кочевнике» l В первые дни выхода фильма на экран сотрудники УВД Астаны провели рейд по магазинам, торгующим видеопродукцией. В 69 точках было изъято девять тысяч «пиратских» копий «Кочевника». l Сценарий фильма писался по фундаментальному полулитературному произведению Ильяса Есенберлина «Кочевник». Основана книга частично на народных сказаниях, которые передавали из уст в уста, из поколения в поколение, и исторических фактах. l На пошив костюмов для персонажей фильма ушло более двух тысяч километров ткани. Чтобы сохранить колорит и помочь актерам вжиться в образ, не было использовано ни метра синтетики. l В Интернете преподаватель истории одного из российских вузов Игорь Подольский озвучил факты, похороненные в фильме. l Джунгарам «сломали хребет» отнюдь не казахи, которым первые устроили «актабан шубрунды» - «годы великого бедствия». Тайша Урлюк, прошедший весь Казахстан насквозь и разоривший его до Волги, был разбит на Северном Кавказе кабардинским Королем Аладжыкуэпшем. В горах доселе успешного завоевателя убили вместе с собственными детьми. Саму Джунгарию в 1755 - 1758 годы уничтожили маньчжуры. К этому подвигу исторический Аблай имеет очень сомнительное отношение. Он был маньчжурским вассалом, и ему просто позволили постервятничать на поверженной территории. ЗРИТЕЛЬСКОЕ ЖЮРИ Алексей: «Фильм слаб: то ли тем, что актеры не потрудились даже понять суть фильма, а просто решили сыграть, получить деньги и свалить, то ли тем, что маленький бюджет. Картина, снятая у нас за 40 миллионов, выглядит именно как снятая у них за 40 миллионов. А это совсем не одно и то же». Екатерина Арнольдовна: «Вообще, на пространстве СССР можно много исторических событий откопать, если уж американцы умудряются это делать со своей скудной историей. Не понравилось, что главных героев играют голливудские актеры. неужели своих казахов не могли подобрать» Николай: «Слышал, что некоторые шутят, будто «Кочевник» - самый масштабный казахский проект со времен постройки мавзолея Тамерлана в 1389 году. Но этот фильм первый за последние 5 - 10 лет действительно стоящий внимания. Павел: «Меня удивляет, что вывернули наизнанку события целой войны, но в деталях оказались точными. Я учусь на дизайнера одежды, мы изучаем исторический костюм, и заметил, что шапки на воинах, платья, покрой обуви - все соответствует правде. Также интересна сцена «рыцарского турнира». Мужчины не «сходятся» навстречу друг другу, а вояки скачут рядом и бьются плечом к плечу. Надо в книгах поискать, так ли это было на самом деле».

Возрастная категория материалов: 18+