«Точка»: опять о Сонечке Мармеладовой Тема жриц любви в современном отечественном кинематографе заявила о себе в 1989 году фильмом «Интердевочка». За минувшие 25 лет режиссеры не раз пытались сказать по этому поводу что-нибудь новое, однако вывод оставался всегда один - жизнь российской проститутки нелегка, она омрачается моральными терзаниями. Слоган к свежей ленте «Точка» звучит многообещающе: «Они хуже, чем вы о них думаете». Этим заявлением автор Юрий Мороз намекает, что на экране не будет никаких Сонечек Мармеладовых и светлых душ в продажном теле. Точка - это место работы трех проституток. Каждый вечер они надевают предельное мини и декольте, обслуживают клиентов, отдают сутенеру проценты. Кто-то занимается этим три года, кто-то - полтора месяца. Иногда по долгу службы они бесплатно контактируют с милицией - отрабатывают «субботники». Девушки вынуждены общаться с извращенцами, которые без садизма не получают удовольствия или получают его от вида обнаженных женщин, купающихся восемь часов подряд в бассейне. Они попадают под пули «братков» на корпоративных вечеринках. На московскую панель путаны вышли не от хорошей жизни. Про каждую из трех героинь рассказывается история «становления». Мойдодырка сбежала в Москву от провинциальной бесперспективности и матери-алкоголички. У Киры-зебры убили в Чечне любимого человека. Ани домогался отчим. Истина о том, что социальная нестабильность бьет рикошетом по жизни девушек и выгоняет их на «точки», прописная. Однако Юрию Мороз удается обозначить этот неоригинальный факт ненавязчиво и правдоподобно. В одном из интервью он признался, что перед актрисами была поставлена трудная задача - вдохнуть жизнь в замученные прессой истории о несчастных ночных бабочках. «В таких случаях на съемочной площадке нужно выкладываться не на 100 процентов, а на все 200. Требовать это можно только от близких людей. Поэтому после длительного кастинга и уговоров на роль главных героинь я взял своих жену и дочь», - рассказывает режиссер. Героини в кадре раздеваются без стеснения, матерятся без «запикивания» и говорят о наркотиках без прикрас - детали максимально приближены к жизни. Однако сквозь порой грубый натурализм просвечивает пресловутый моральный стержень, воспетый Достоевским. Без Сонечки Мармеладовой все-таки обойтись не удалось. Кира считает, что у женщины должен быть хоть один ребенок от любимого человека, она помогает почти незнакомой девушке, когда ту калечит милиция, она отказывается от нормальной жизни в браке только потому, что не любит мужчину, предложившего ей руку, сердце и домашний очаг. Она не соглашается открывать с подругами новую «точку», быть ее владелицей и зарабатывать чужим развратом. Чистота в цинизме не выживает. В контраст Кире поставлена Мойдодырка. Она из девочки с очками и скромностью Кати Пушкаревой превращается в неблагодарную стервозную особу. Проблема выживания портит лучших. В результате оказывается, что работницы «точек» такие же люди с душами трепетными или черствеющими, как у обычных домохозяек и бизнес-леди. Сколько слоган не читай, думать о них хуже не получается. После титров понимаешь, что Юрий Мороз поставил очередную точку над очередной «i» в тексте о жрицах любви. «Многоточие»: вместо будущего знаки препинания Современные режиссеры все чаще обращаются в своем творчестве к прошлому - исторические и эпические ленты заполонили экран. Выделить перлы из многочисленного ширпотреба сложно, но можно. Ориентируясь на фамилию автора фильма. В отечественном кино Андрей Эшпай заработал репутацию знакового режиссера. Его «Дети Арбата», «Униженные и оскорбленные», «Когда играли Баха», «Шут» не остались не замеченными не только эстетами, но и массовым зрителем. На презентации свежей картины «Многоточие» зал кинокомплекса «Благовещенск» был абсолютно полон. Жанр картины определен как драма, сценарий написан по двум произведениям Виктора Некрасова - «В высшей степени странная история» и «Кира Георгиевна». Главный персонаж - скульптор Кира, женщина не- молодая, но в советском обществе признанная. Ей заказывают лепить статуи горнистов в галстуках, девушек с колосьями и бюсты вождя мирового пролетариата. Весьма пожилой муж ее любит, парень, который ей позирует, почти боготворит, друзья-художники ведут диспуты об авангардном искусстве. Однажды в налаженную жизнь Киры врывается прошлое. После 20-летней разлуки появляется бывший супруг Вадим. Он был репрессирован и отправлен в лагерь. Тогда, чтобы не закабалять любимую женщину, он сказал ей, что она свободна. Однако отказаться от своих чувств Кира не смогла. Как и сам Вадим. Интересно наблюдать, как гармонично работают на площадке актеры старого и молодого поколения. Евгения Симонова («Афоня», «Обыкновенное чудо») играет саму Киру Георгиевну - такая вечная девушка, улыбчивая и простая, но с крепким стержнем, как в ее скульптурах. В очередной раз Чулпан Хаматова доказывает свою разноплановость: немецкая журналистка в тяжелых очках пытается весь фильм взять интервью у знаменитого российского скульптора. Евгений Циганов, как во всех своих фильмах («Питер ФМ», «Космос как предчувствие» и «Прогулка»), прячет руки в карманах и сжимает челюсти, но при этом ему всегда удается играть совершенно разных людей. В отличие от «Детей Арбата» в «Многоточии» тема тоталитаризма практически не затрагивается. Не считая метафоры - гигантской фигуры Ленина, над которой работает Кира. Уродливый металлический каркас занимает в двухэтажной мастерской большую часть места, разговоры героев регулярно возвращаются к нему, железный силуэт выглядит особенно грубо в контрасте с пасторальной дачей Киры. В фильме речь идет не об уравнивании членов общества друг с другом, а, напротив, об их индивидуальности. О личности, ее внутреннем мире и ее прошлом. Конкретный исторический период и бытовые моменты не исключают появления в сюжете фантасмагорий. В события сегодняшнего дня постоянно вплетаются гиперболизированные воспоминания героев, их депрессивные сны и подсвеченные солнцем мечты. При обилии этих «лирических отступлений» за зрителем остается право выбирать судьбу героев после того, как в зале включат свет. Вместо слова «конец» ставится многоточие. «Гадкие лебеди»: на мокром месте Вчера вечером благовещенцам показали эксклюзив - фильм «Гадкие лебеди» был презентован в конце августа на фестивале «Московская премьера». В Приамурье состоялся один из считанных показов нашумевшего кино. Кстати, сами создатели не знают, когда лента выйдет в прокат. И выйдет ли вообще. Странный город - он почти пуст. Странный климат - идет вечный дождь. Странные дети - они не пытаются спрятаться от непогоды, они не мерзнут в ледяной воде, они не ценят блага цивилизации, им не нужен опыт взрослых, чтобы жить. Кино, по братьям Стругацким, трудно назвать не странным. Константин Лопушанский рискнул взяться за тяжелое дело - снимать фильм по произведению фантастов. Сложность любой инсценировки в том, чтобы перенести в визуальный ряд тонкость сказанных героями слов, не повредить сценарий нереально. Со Стругацкими особые проблемы: писатели копают слишком глубоко, атмосфера книг очень специфичная. Поклонники фантастов заранее готовят гнилые помидоры. Также у фильмов по романам Бориса и Аркадия особая карма - они со скрипом делаются. «Трудно быть богом» снимается почти 10 лет, «Чародеи» получились совершенно не Стругацкими, талантливый Тарковский в «Сталкере» отразил свою собственную картину мира, не слишком сходную с книгами. В кадре медленно двигаются подростки в черных одеждах, взрослые не могут пробиться через их молчание. Однако это не стандартный конфликт поколений - для Стругацких слишком мелко. Борис и Аркадий в «Лебедях», как и в большинстве своих произведений, говорят, скорее, об ином, неизвестном, другом. Дети более восприимчивы к новому, чем взрослые, поэтому они представляют тот странный мир, в который невозможно заглянуть, не поменяв сознание. Только не стоит путать чужое знание с мистикой, хотя и очень хочется. Мрачность ужасов, напряженная атмосфера, нотки потустороннего - Лопушанский грамотно использует голливуд-законы.

Возрастная категория материалов: 18+