Наш корреспондент побывал в селах Шимановского района и попытался выяснить, есть ли будущее у маленьких точек на карте. Жизнь вокруг железной дороги Сегодня в Шимановском районе 14 муниципальных образований, которые объединяют 25 населенных пунктов. В селах и деревнях проживают чуть более семи тысяч человек. Крупными селами района считаются Мухино, Воскресеновка: в каждом из них живут более тысячи амурчан. В некоторых же осталось всего несколько дворов. Жизнь шимановских, как, впрочем, и многих других сел области теплится за счет подсобного хозяйства и железной дороги. Например, для Береи, села с вековой историей, Транссибирская магистраль - единственная надежда остаться на карте. - Транссиб, как и сто лет назад, для нас остается кормильцем, хотя сейчас на железной дороге и не работает столько людей, как раньше, - рассказывает Зинаида Смолич, глава Береинского сельсовета. - Сегодня в Берее живут всего несколько путейцев и станционных работников. Но подоходный налог, который платит железная дорога за своих сотрудников в наш бюджет, - существенное подспорье для села. Еще большее подспорье для сельчан - возможность продать овощи, ягоду, грибы и молочные продукты пассажирам поездов. Днем в Берее останавливаются только два поезда: Хабаровск - Нерюнгри и Нерюнгри - Хабаровск. К прибытию этих составов десятки жителей приходят на станцию с банками сметаны и молока, ведрами малины и картофеля, пакетами творога и грибов. Каждый сельчанин ждет поезда у определенного места: жители распределили между собой вагоны, около которых реализуют свою продукцию. Например, у Марины Ероховой, работника береинской библиотеки, плацкартные вагоны в хвосте состава. На станционный рынок на мотоцикле ее привозит муж. Библиотекарь продает пассажирам ягоду и картофель. - Мы отдаем все за бесценок. Ведро той же картошки в Тынде или Нерюнгри, куда идут наши поезда, стоит в пять раз дороже. Но мы рады и тем маленьким деньгам, за которые северяне у нас покупают продукцию, - делится в ожидании поезда Марина Ерохова. - Сейчас пошли слухи, что проводники не будут разрешать пассажирам на маленьких станциях покупать овощи. Если запретят, то наша деревня вымрет. Этой проблемой постоянно занимается глава Шимановского района Станислав Пасюк. Железнодорожники регулярно шлют в администрацию района письма с просьбой закрыть вокзалы на маленьких станциях и отменить остановку пассажирских поездов. - Сегодня почти все поезда и так проходят, не останавливаясь в селах. Но окончательно лишить жителей этого вида транспорта тоже нельзя, поэтому мы не даем добро на просьбы железнодорожников об отмене остановок или закрытии вокзалов. Хотя зачастую нас и не ставят в известность, как это произошло в Берее, где просто взяли и разобрали вокзал, - говорит Станислав Пасюк, глава администрации Шимановского района. Председатель Береинского сельсовета Зинаида Смолич тоже недоумевает, почему решили снести здание вокзала, которое было одним из центров общественной жизни села. - Пускай здесь не работала касса, но в помещении вокзала можно было укрыться от дождя и ветра, - осматривает бывший зал ожидания Зинаида Смолич. - Наши сельчане оберегали здание, даже стекла в окнах все время были целыми. Железнодорожники ссылаются на огромные затраты, которые несет компания на содержание вокзалов, где в сутки проходит 10 - 15 пассажиров. Но в Свободненском отделении Забайкальской железной дороги пообещали решить эту проблему и установить на станции павильон либо навес. Также заверили, что в ближайшее время расписание пассажирских поездов меняться не будет. Берея отстаивает свои права Недавно администрация Шимановского района предложила береинцам присоединиться к Мухинскому сельсовету, аргументировав это сокращением затрат на содержание главы и бухгалтера муниципального образования Береи, а также тем, что Мухино считается зажиточным селом и слияние с богатым соседом пойдет только на пользу. На сходе сельчане долго не могли прийти к единому решению: одни боялись, что теперь придется за каждой справкой ехать в Мухино, другие считали, что таким образом районные власти хотят поставить точку на старейшем селе Амурской области. После дискуссий жители все же решили объединиться с соседом. В это же время должен был произойти процесс слияния двух других шимановских сел - Симонова и Саскаль. Но симоновцы сразу заявили, что не хотят лишаться своего статуса. Об этом узнали береинцы, собрали новый сход, на котором изменили свое прежнее решение об объединении. - Нами уже были подготовлены все бумаги для юридического закрепления нового статуса Береи и Мухина, но в последний момент в областной Совет пришло обращение жителей села Береи с просьбой отменить решение предыдущего схода, - объясняет Галина Голодова, начальник организационного отдела администрации Шимановского района. - А в данном вопросе мнение жителей - это закон. Если хотят сельчане, чтобы у Береи, как и раньше, был статус муниципального образования, это их право. Теперь береинцы гордятся, что, отстояв сельсовет, сохранили место работы для молодого специалиста - бухгалтера, который в случае ликвидации муниципального образования мог бы остаться без работы. Глава села Зинаида Смолич, отработавшая 22 года председателем сельсовета, понимает озабоченность своих земляков. - Я и доктор, и учитель, и парикмахер. По любым вопросам жители идут ко мне. Они привыкли, что в сельсовете всегда им окажут поддержку, помогут с оформлением бумаг. Я даже специально для этого научилась работать на компьютере, освоила программы «Word», «Excel», - набирает очередное письмо глава Береи. - Хотя, конечно, нужно смотреть реально: у нас в селе безработных больше, чем работающих. Люди постепенно уезжают в города, особенно молодежь. Джипы повышают статус села Жители села Мухина, к которому хотели присоединить Берею, не боятся исчезнуть с карты Приамурья. Здесь ряды сельчан пополняют горожане. На заработки сюда приезжают из города - в селе работает лесоперерабатывающая организация «Оазис», признанная лучшим малым предприятием Амурской области. Стабильная зарплата, налоговые отчисления и спонсорская помощь «Оазиса» позволяют селу жить безбедно. Даже по такому показателю, как количество джипов, Мухино обогнало соседей. В районной администрации говорят, что мухинцы жили бы еще лучше, если бы лесной и земельный налоги оставались в селе. - Наш район лишился трех миллионов рублей земельного налога от федеральной дороги Чита - Хабаровск, которая проходит по нашей территории. То же самое произошло и с лесным налогом. Вокруг столько рубят леса, а наш бюджет не получает ни копейки доходов, - разводит руками Вера Синицкая, заместитель главы администрации Шимановского района. Об уровне жизни можно судить и по рождаемости. В Мухине сегодня образовалась невиданная для сел проблема - очередь в детский сад. Сейчас районные власти пытаются найти пять миллионов рублей на капитальный ремонт имеющегося неэксплуатируемого здания детсада. Есть еще один положительный момент, который может сохранить села на карте области: в деревнях остались люди, которые не мыслят свою жизнь без земли, свежего воздуха и чистейших рек. А среди горожан появилось новое веяние: покупать дома в деревнях и уезжать туда на выходные. Местные жители говорят, что обитатели городов влюбляются в сельскую жизнь и остаются жить в деревне. Возможно, очередная модная тенденция поднимет статус села и не даст ему исчезнуть с географической карты. Шимановский район.

Возрастная категория материалов: 18+