В пьесе должна быть пряность «Амурская осень» в этом году показала, что в джентльменский набор антрепризы входят, во-первых, актерское лицо, примелькавшееся по сериалам, во-вторых, имитация секса на сцене, в-третьих, крепкие словечки, которые в уважающих себя изданиях принято заменять тремя точками. «Приворотное зелье» по комедии Макиавелли явило апофеоз гомерического хохота в зале. Спектакль поставлен в стиле комедии дель арте, где много фривольностей и импровизации, вплоть до откровенной клоунады. Мария Аронова и Михаил Полицеймако хулиганили на полную катушку. Они так и сыпали шутками «ниже пояса», провоцируя зал на нужную реакцию. Было немного неловко за актеров, но весело. Аронова изображала изнемогающую от вожделения даму, а Полицеймако - постоянно ускользающего из ее пылких объятий прохиндея. Спектакль анонсировался как история о любви, но как раз любви там не было - только исключительно здоровая физиология. Впрочем, пьеса иного и не требовала. Главный расчет делался на импровизационные возможности актеров и их популярность, и он оправдался. В этом году из 12 конкурсных спектаклей девять оказались комедиями с «джентльменским набором». По воле случая две из них - «Свободная пара» и «Падшая жена инженера Мамбретти» - даже поставлены по одной и той же пьесе итальянца Дарио Фо. Режиссеры антрепризы не скрывают своей установки на развлекательность. Постановщик «Падшей жены инженера Мамбретти» режиссер из Санкт-Петербурга Наталья Леонова призналась, что пьесу она выбирала с расчетом, что в ней «должна быть пряность». Антреприза должна окупать себя, а на пресный спектакль народ не пойдет. Представление режиссера о зрителях следующее: «Люди сегодня работают сутками - после основной работы мчатся на подработки. Приходит такой человек в театр - и его еще пытаются нагрузить какими-то вечными истинами. А ему нужно на самом деле расслабиться, отдохнуть». Питерский постановщик Александр Синотов, который привез в Благовещенск сразу две конкурсные комедии («Осенний покер» и «Зануда), пожаловался на отсутствие хороших современных пьес. «Мир быстро меняется, - считает он, - а адекватных текстов нет. Все хорошие пьесы на слуху, и те, кто занимается антрепризой, ставят одни и те же вещи, только меняя названия. Мы стараемся рассказывать о современном человеке современным языком. Если люди хлопают, смеются и никто не уходит - считаю свою задачу выполненной». «Почему они убеждены, что нам надо только это?» - недоумевали зрители, расходясь после очередного «пряного» спектакля. Мистический «Шаляпин» В этом году исключением из общего правила стал спектакль «Шаляпин», который завершал конкурс антреприз. Он построен на историко-биографическом материале, кроме того, главную роль в нем исполняет оперный певец. Режиссер Ольга Глубокова рассказывает о том, как рождался спектакль. - Тема Шаляпина, трагическая судьба певца, лишившегося родины, меня волнует едва ли не с детства. И вот пришло решение поставить такой спектакль. Долго собирали материал, была написана пьеса. Но проект никак не давался - не получалось найти исполнителя на роль Шаляпина. Желающие сыграть Федора Ивановича были, но начинались пробы, репетиции, и становилось ясно, что Шаляпина нет. Встрече режиссера с исполнителем главной роли предшествовал совершенно инфернальный эпизод. Ольге Глубоковой нужно было принять решение: либо закрыть проект, либо согласиться на актера, который на Шаляпина в ее представлении «не тянул». Она мучилась, даже, по ее признанию, ходила на могилу Шаляпина и просила, чтобы он «дал знак», как поступить: может, она не имеет права прикасаться к этой теме? - Была ранняя весна. Жарко. И я иду в этих мыслях по центру Москвы и вижу, что прямо на меня идет не по сезону одетый человек - длинное черное пальто до пола и огромная черная шляпа, - рассказывает Глубокова. - На меня идет Шаляпин! Осанка у оперных людей другая - я вижу, как он несет диафрагму, у него особая оперная походка. И портретное сходство удивительное. Он все ближе. Я для себя решаю, что прямо сейчас бросаюсь к нему на грудь, кто бы он ни был, и объясняю ситуацию. Когда он подходит ближе, я понимаю, что он иностранец - по каким-то шарфикам, по рассеянному взгляду. Думаю: «Нет, он решит, что я сумасшедшая, и я не сумею найти оправданий». Мы удивленно смотрим друг на друга и расходимся. Через пять минут я начинаю сходить с ума - ну как же могла упустить Шаляпина? Через пару дней в театре знакомый спросил, почему она такая мрачная. Ольга Гавриловна рассказала, как упустила Шаляпина. «А! - воскликнул знакомый. - Так это Зимненко из Лондона приехал!» На ее вопрос, почему он так уверен, знакомый ответил: «А других таких нет. Это точно Зимненко». Артист пел в Большом театре и театре Станиславского, а чаще - за рубежом. После перестройки певцы, которые были востребованы, получили хорошие зарубежные контракты. Народный артист РФ Леонид Зимненко позвонил режиссеру сам. В трубке раздался мощный бас: «Я брошу все, Шаляпин - это тема моей жизни, я помешан на его творчестве, я пою весь его репертуар». От сбора материала до готового спектакля прошло пять лет. «Так сейчас никто не работает, - признается режиссер. - Страшная драма для театра, что мы превратили его в одну сплошную французско-итальянскую развлекуху. Сталкиваюсь с тем, что актеры не хотят работать в серьезном материале. Они настроены на то, что легче, быстрее и что в зале будет вызывать гогот любой ценой. Но мы стараемся делать то, что нам нравится, и то, во что мы верим». По признанию режиссера, трудность данного спектакля заключалась в необходимости соединить в одно целое работу актеров драмы и оперы. - У Леонида Зимненко - практика успешного оперного артиста, - говорит Ольга Глубокова. - И свои способы сценического поведения - оперный певец спел свой фрагмент, потом передает эстафету партнеру и в это время немного как бы отсутствует. А в драме ему нужно быть все время в материале. Но Леонид Орестович неистово этому учится. Еще одна трудность - у оперных певцов другая постановка голоса. Когда Леонид Зимненко в спектакле спел Шаляпина, а затем произнес со сцены положенный по роли монолог, он потерял голос. Потребовались консультации специалиста-фониатора. - Это технологические проблемы, но они преодолимы, - считает режиссер. - Работа над спектаклем продолжается. Судьба Шаляпина стала легендой, и мы надеемся, что у нашего спектакля будет долгая жизнь. Бренды вместо характеров Но «Шаляпин» все же исключение из общего правила. Дискуссия о путях современной антрепризы возникла на одной из пресс-конференций, где собрались режиссеры, актеры и критики. Главный редактор журнала «Театральная жизнь» Олег Пивоваров считает, что актер в антрепризе, как правило, типаж. Это маска, а не характер. - Антреприза пока не приближается к уровню репертуарного театра, - говорит критик. - На мой взгляд, из увиденного на «Амурской осени» наиболее удачный спектакль - «Трамвай «Желание» по Тенесси Уильямсу, где есть и драматургия, и настоящий актерский ансамбль. И были спектакли, которые напоминали некое ток-шоу с актерами, которые, скорее, демонстрировали себя, нежели пытались создать образ. К театру, к драматическому искусству это никакого отношения не имеет. Это основная проблема сегодняшней антрепризы - существование актера изменилось от характера к знаку, к бренду. И еще одна проблема - сегодня даже классику в театре умудряются адаптировать под попсу, переводят на «птичий язык» и подстраивают под клиповое сознание. Режиссеры жаловались, что драматурги не предлагают хороших пьес, где были бы и характеры, и сюжеты. Актеры обижались, что им психологически нечего играть - такой материал им предложен. Артисты старой школы призывали раскрученных телесериалами молодых коллег соглашаться на участие в антрепризе, только если роль интересна. Ведь в плохом материале даже хороший актер утонет. И наоборот: если пьеса интересна, в ней актер, эксплуатирующий сериальный образ, раскроет себя так, что все ахнут. Так произошло, например, в спектакле «Свободная любовь» в постановке известного режиссера Андрея Житинкина, где Дмитрию Дюжеву удалось покончить с Космосом из «Бригады» и сыграть многоплановую психологическую роль слепого юноши-музыканта. «Маменькин сынок» и инфантильный недотепа, которого играет Дюжев, влюбляется, отстаивает свое право на самостоятельность, разуверяется в любимой, пробует свести счеты с жизнью, но все же находит силы жить.

Возрастная категория материалов: 18+