Представителей федеральных и региональных структур, общественных экологических организаций, ученых, журналистов, пришедших в конференц-зал областной администрации, объединяла одна тревога: не навредит ли прокладка нефтепровода и его эксплуатация Амуру, здоровье которого и так сильно подорвано недавними авариями на химических заводах Китая. Участников общественных слушаний интересовало все: от технических характеристик нефтепровода, который будет проложен ниже русла реки на 10 - 15 метров, до защитных оболочек самой трубы. По словам главных инженеров проекта ОАО «Гипро-трубопровод» (Москва) Елены Супруниной и Натальи Петуховой, первоначально предлагалось пять вариантов прокладки нефтепровода через Амур. Сейчас, на периоде обоснования инвестиций, осталось два, причем оба - с резервной веткой. Какой будет реализован - покажут изыскания. И по одному, и по другому варианту труба в Китай пройдет в нескольких километрах ниже Джалинды. С подачи заместителя губернатора Валерия Гладилова чуть ли не досконально разбиралась степень загрязнения Амура при возможных нештатных (или запроектных) ситуациях. Присутствовавших в зале несколько успокоило сообщение вице-президента по управлению проектированием Всероссийского НИИ по строительству и эксплуатации трубопроводов и объектов ТЭК Леонида Левченко. Оказалось, что специально под дном Амура для нефтепровода будет сделан микротоннель, что на китайском ответвлении запланированы несколько узлов для средств очистки и диагностики, а также узел защиты трубы от превышения давления. Сами узлы будут расположены на расстоянии километра от обычного разлива паводковых вод и выше их предельного уровня. А от специальных колодцев с сигнализаторами уровня в случае нештатной ситуации (подъема уровня воды или нефти на 20 см выше земли) на пульт диспетчера поступит сигнал. Предусмотренные проектом задвижки, обвалование, дренажные емкости, система телемеханики окончательно убедили амурчан в экологической безопасности будущего нефтепровода, который сами москвичи не раз называли объектом повышенной опасности. Всем, кого беспокоит экологическая составляющая проекта китайской ветки нефтепровода ВСТО, как ее окрестили журналисты, предложено передать свои рекомендации и замечания в общественные приемные Транснефти, которые работают в Благовещенске, Тынде и Сковородине. Но как только прозвучал вопрос проректора ДальГАУ профессора кафедры экологии Светланы Хариной о том, есть ли международное соглашение между Россией и КНР насчет сохранения нашей общей реки, благодушный настрой в зале как волной смыло. Соседи ведь так и не ответили за недавнее беспрецедентное загрязнение Амура. Комитету по устойчивому развитию реки, созданному в рамках парламентской ассоциации Дальнего Востока и Забайкалья, еще пахать и пахать над соответствующим законопроектом. Да и примет ли его Госдума? А китайскую ветку начнут строить уже в будущем году. И насколько безопасно будут сооружать и эксплуатировать на территории КНР, никому не известно. Посыпались вопросы. Учтены ли международные экологические нормы? Сколько денег предусмотрено на рекультивацию земель? Кто разрабатывал компенсационные меры по охране животного мира, рыбных ресурсов? Затрагивает ли трасса особо охраняемые природные территории и водозаборные зоны? Сколько водотоков пересекает нефтепровод и как обеспечивается надежность эксплуатации переходов через малые реки Амура? Как быстро смогут аварийные службы ликвидировать ЧП на китайской ветке нефтепровода? Москвичи ответили: по регламенту до четырех часов на воде и до шести - на суше. Особо охраняемых природных территорий в районе трассы нет, а водозаборные зоны труба обойдет стороной. По оставшимся пока в разработке вариантам проекта китайская ветка в одном случае пересечет 11 водотоков, во втором - 18. - Но эти реки лишь пару недель в году являются таковыми, они существуют лишь номинально. Потому не подводный переход рассматривается, а обычный, траншейный, - объяснил Леонид Левченко. Когда же были озвучены общие затраты трубопроводчиков на природоохранные мероприятия, включая компенсационные выплаты, (40 - 45 миллионов рублей), зал разочарованно выдохнул: «Только и всего? За 80 километров девственной земли, уничтоженных полей, лесов, распуганного зверья?» Заместитель губернатора Валерий Гладилов подзадоривал: «Торгуйтесь. Самое время». Не знаю, чем закончатся эти «торги» и поступят ли в общественные приемные акционерной компании «Транснефть» от соответствующих областных служб, экологических организаций конкретные предложения по более детальной проработке природоохранных мер. Но мне случайно довелось узнать другое: доклад «Обоснования инвестиций в строительство нефтепровода «Сковородино - граница КНР», раздел «Оценка воздействия на окружающую среду», который я попросила для подготовки этой статьи, заканчивался совсем иными цифрами - 37 и 41 млн. рублей на природоохранные мероприятия в зависимости от варианта. Как понимать расхождения? - Пока это только оценочный прогноз, - считает вице-губернатор Валерий Гладилов. - Когда будет подготовлена сводная смета затрат, тогда можно говорить о реальных цифрах, которые, уверен, будут гораздо выше.

Возрастная категория материалов: 18+