Стройке мешает мерзлота

Прокладка нефтепровода началась еще в апреле этого года в Тайшете Иркутской области. Сегодня строители проложили уже более 300 километров трубы в сторону Усть-Кута. Теперь нефтяники приступили к сооружению нефтепровода и с востока — от Сковородина. Несмотря на то, что строительство нефтепровода уже идет полным ходом, 13 октября в Тындинском районе состоится торжественная сварка «первого стыка». Это мероприятие, в котором примут участие губернатор, представители компании «Транснефть», руководство Тындинского и Сковородинского районов, должно стать официальным началом прокладки нефтепровода в Приамурье. Для Амурской области сварка первых метров трубы, можно сказать, историческое событие. Таким образом, в Приамурье дан старт уникальному для нашей местности проекту. До этого на нашей территории не было ни одного километра магистрального нефте- или газопровода.

— Строительство Восточного нефтепровода не имеет аналогов ни в отечественной, ни в мировой практике, — заявил в одном из интервью Анатолий Безверхов, генеральный директор ООО «Центр управления проектом Восточная Сибирь — Тихий Океан» (ЦУП «ВСТО»). Судите сами: температурные перепады в месте прохождения нефтепровода составляют до 100 градусов — от минус 50 до плюс 50. Сейсмическая активность — до 9 баллов. Имеются серьезные перепады высот, вечная мерзлота, заболоченные участки. Это не говоря о водных преградах и тектонических разломах.

Большинство методов строительства и технических решений, которые уже применяются в проекте «ВСТО», освоено на предыдущих стройках. И все же рельеф местности и вечная мерзлота севера Приамурья создают свои трудности.

— Мы знали, на что шли, и, конечно, не ожидали увидеть здесь краснодарский климат и рельеф. На протяжении всей трассы очень сложные геологические условия, — показывает карту начальник линейного штаба по строительству нефтепровода на участке Сковородино — Тында Сергей Стариков. — Многочисленные крутые косогоры, на которых нужно делать срезки, полки, скальные грунты, когда мощная техника с трудом рыхлит огромные валуны, и, конечно, вечная мерзлота. На глубине одного метра уже лед, в выкопанных под укладку трубы траншеях земля начинает расползаться. По этой причине механизаторы сохраняют моховой покров почвы при строительстве вдоль трассового проезда.

Еще одна проблема — это наличие песка для подкладки под трубу. Чтобы не повредить специальное покрытие нефтепроводных труб, их нужно присыпать песком фракцией 2 миллиметра. Как оказалось, найти этот природный материал в Тындинском и Сковородинском районах очень трудно — приходится в карьерах брать крупный песок, потом его дробить и просеивать. При этом нефтяники отмечают, что на севере Приамурья хорошо развита инфраструктура: автомобильные и железные дороги, аэропорт. Помимо коммуникаций, в Тынде сосредоточены и другие ресурсы: офисы, жилье, объекты соцкультбыта. Этот фактор значительно облегчает работу. Чего не скажешь, например, о другом участке — от Усть-Кута до Талакана, где единственной транспортной артерией является река Лена.

Труба — на вес золота

— Десант топографов, геологов, проектировщиков нефтепровода в Амурской области высадился в феврале 2005 года, а мобилизация техники, строителей началась весной 2006-го. За это время проведена огромная подготовительная работа. Полностью расчищена трасса под укладку трубы на участке Тында — Сковородино — это 137 километров. Построены базовые и жилые поселки в Сетях, Соловьевске, Большом Невере, вертолетные площадки, завезено необходимое оборудование — рассказывает Сергей Стариков. — Все готово для того, чтобы высокими темпами прокладывать трубу. Сейчас на железнодорожный разъезд Сети недалеко от Тынды и станцию Большой Невер поступают десятки вагонов с дорогостоящей трубой с Украины с Харцизского завода. Ее химический состав уникален. Материалы для нефтепровода «ВСТО» специально разрабатывали на заводах России и Украины. Стоимость 11-метровой трубы диаметром 1220 миллиметров — 350 тысяч рублей. Этим показателем строители еще раз подтверждают надежность нефтепроводной системы.

— Прежде чем приступить непосредственно к прокладке нефтепровода, сопоставляется трубная сталь и наплавляемый металл. Для этого вырезаются десятки сваренных пластин и отправляются во Всероссийский научный институт строительства трубопроводов. Там ее проверяют по многочисленным параметрам: растяжение, изгиб, ударная вязкость и другие, — показывает сваренный стык Василий Васенко, заместитель начальника линейного штаба по строительству нефтепровода Сковородино — Тында — Алдан. — Еще один важный момент — аттестация сварщиков. Для того чтобы допустить их к работе на нефтепроводе, они должны подтвердить квалификацию. На строительстве нефтепровода главным образом от сварщика зависит надежность трубопроводной системы. Поэтому с трубой здесь работают высококлассные сварщики — специалисты со средне-техническим и высшим образованием.

По словам руководителей штаба ЦУП «ВСТО», рабочие, которые варят водопроводные трубы в жилых домах, со сваркой нефтепроводных труб не справятся.

— Процесс сварки на нефтепроводе очень сложный, здесь применяется не обычный сварочный аппарат, а автоматы по сварке в среде защитных газов, — объясняет Владислав Селютин, сварщик из Уфы. — Перед тем как приехать на строительство в Тынду, я прошел обучение на специальных курсах в Москве, теперь нужно подтвердить знания на практике. Сварка труб происходит в палатке. Она пускается на стык между трубами. Чтобы сварить две трубы, необходимо примерно полтора часа. Далее сварочный шов просвечивают: если рентген обнаруживает малейший дефект, стык ремонтируется или сваривается заново. После этого шов покрывается изоляционными манжетами.

Амурчане осваивают новые профессии

Сегодня на строительстве нефтепровода в Амурской области задействовано более 800 человек. В основном это специалисты из Краснодара, Омска, Тюмени, Красноярска, Уфы. Многие работали на сооружении нефтепровода «Голубой поток» из России в Турцию. Подрядчик на амурском участке — ОАО «Стройтрансгаз». Это известная во всем мире строительная фирма, которая строила нефте- и газопроводы в Ираке, Алжире, Иране, Индии. В России эта организация принимала участие в сооружении Балтийской трубопроводной системы от Ярославля до порта Приморск в Ленинградской области. Нефтяники готовы привлекать и местные предприятия, но проблема в том, что амурчане не имеют опыта работы на подобных объектах.

— К подрядчикам приходят устраиваться на работу тындинские механизаторы. Но, как показывает практика, с ювелирной работой, где счет идет на миллиметры, не все справляются, — говорит руководитель штаба. — Правда, если на строительстве трубы у нас задействованы специалисты из других регионов России, то на эксплуатации будет работать местное население.

Около 40 тындинцев сейчас обучаются в Томском техническом колледже. Уже через два года они станут обслуживать нефтепровод. Конкурс на поступление в это учебное заведение составляет 19 человек на место. При этом 21 % поступающих — люди с высшим образованием. В Томском колледже готовят трубопроводчиков, операторов нефтеперекачивающих станций, слесарей, лаборантов химического анализа, электрогазосварщиков.

Местная власть разочарована

По оценкам специалистов, строительство трубопроводной системы «ВСТО» даст мощный толчок развитию экономики и инфраструктуры Иркутской и Амурской областей, Республики Саха (Якутия), Приморского края.

— Миссия компании «Транснефть» заключается не только в строительстве и эксплуатации трубопроводов, — отметил глава «Транснефти» Семен Вайншток во время пресс-конференции в Иркутске. — Мы несем жизнь на те широты, где ее нет, приносим высокие технологии и корпоративный дух. Местные власти так не считают.

По словам главы Тындинского района Василия Кравцова, плюсов от стройки они пока не заметили.

— Мы признаем, что в рамках России этот проект даст ощутимые результаты. Но на местах в экономическом плане мы пока ощутимо не почувствовали приход нефтяников. Тындинский район от строителей трубы ничего не получает, кроме 40 процентов налога на доходы физических лиц. Сейчас еще должен поступить налог от использования недр — до конца года где-то 500 тысяч рублей. И все, — сожалеет Василий Кравцов, — администрация района пыталась привлечь нефтяников к поддержке социальной сферы и подписать соответствующее соглашение. Но нам посоветовали обращаться с этими вопросами в правительство.

— В данный момент идет только строительство нефтепровода, когда начнется эксплуатация комплекса, то она вызовет увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, — прокомментировала ситуацию корреспонденту «АП» заместитель генерального директора ООО «ЦУП ВСТО» Марина Бондарева. — Основными статьями доходов будут: налог на прибыль (составляет в зависимости от субъекта РФ и муниципального образования от 15 до 40 % всех налоговых доходов бюджетов), подоходный налог с физических лиц (от 15 до 30 % всех налоговых доходов и от 30 до 45 % доходов для субъектов).

Нефтяники отказались от собак

Экологические аспекты при строительстве нефтепровода неоднократно озвучивались на многочисленных общественных слушаниях в Тынде, Благовещенске, Сковородине. Эксперты отмечают, что труба не окажет существенного влияния на окружающую среду.

— Мы должны вернуть землю ее владельцу практически в таком же состоянии, что и получили, — объясняет Людмила Гончаренко, начальник отдела земельного кадастра ООО «ЦУП ВСТО». — Для этого проводится предстроительный мониторинг, который позволяет зафиксировать первоначальное состояние всех компонентов окружающей среды. Поэтому после прокладки нефтепровода в обязательном порядке проводится рекультивация земли. Восстанавливается изначальный рельеф, возвращается плодородный слой почвы, засеваются травы.

В администрации Тындинского района считают, что это только громкие заявления. Некоторые вопросы, касающиеся недропользования, местным властям приходится решать через прокуратуру.

— В нашем районе в отношении недропользования всегда был порядок. Однако строители попытались его нарушить. Взять, к примеру, проблему с песчано-гравийной смесью, которую нефтяники используют для подсыпки трубы. Нам стоило больших усилий, чтобы убедить подрядчиков не игнорировать законы недропользования. Пришлось даже подключить природоохранную инспекцию, — констатирует Василий Кравцов. — Администрация района дала понять нефтяникам, что шутить в вопросах природоохраны нельзя.

Впрочем, нефтяники своей вины в этом не видят.

— Вопрос заключался в том, что у подрядчика ООО «ЦУП ВСТО» заключен договор на выполнение работ по строительству дорог с местной организацией, у которой, в свою очередь, есть договор на поставку инертных материалов с третьей фирмой. Эта фирма при добыче материалов вышла за границы отведенных карьеров, — подчеркивает заместитель генерального директора ООО «ЦУП ВСТО». Экологов же больше интересуют вопросы сохранения флоры и фауны севера Приамурья. Специалисты компании считают, что нефтепровод даже улучшит животный и растительный мир вдоль трассы.

— При строительстве нефтепровода основное негативное воздействие на животный мир — это распугивание, беспокойство животных, а также разрушение мест их обитания. Но это временные факторы, — объяснял в одном из интервью Денис Колесник, ведущий специалист отдела экологической безопасности и рационального природопользования ООО «ЦУП ВСТО. — Дело в том, что на этапе эксплуатации магистрального нефтепровода будет работать так называемый опушечный эффект: в местах, где происходит смена экологических условий, например опушка леса, видовое разнообразие больше. Учтена и возможность браконьерства со стороны рабочих, в связи с чем запрещено хранение и использование оружия на объектах строительства, а также содержание собак. Ограничено передвижение сотрудников и техники вне полосы отвода земель под строительство.

Нефть в Приамурье придет в 2008 году

Каждый месяц строители планируют прокладывать 20 километров трубы, и уже к концу следующего года «Транснефть» обещает завершить сооружение амурского участка трубопровода и перейти через границу в Якутию. Первая нефть в Приамурье должна поступить в конце 2008 года. К этому времени в Большом Невере будет построен крупнейший в России нефтеналивной терминал, в Тынде — насосно-перекачивающая станция и создано линейное нефтепроводное управление. Строительство ветки на китайский Дацин начнется в июне 2008 года.

Возрастная категория материалов: 18+