Речь идет о поправках в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, предложенных Министерством внутренних дел и другими силовыми ведомствами. Они направлены на ужесточение контроля за деятельностью глав регионов со стороны прокуратуры. Сейчас закон предоставляет генпрокурору возможность предложить президенту временно отстранить губернатора от должности только в том случае, если тот подозревается в совершении очень серьезного проступка. А именно - когда ему предъявлено обвинение в тяжком или особо тяжком преступлении. Естественно, это весьма небольшая категория правонарушений - таких, как убийства или хищения больших сумм денежных средств. Правительство же предлагает распространить эту норму абсолютно на все уголовные преступления. То есть, например, подозревают губернатора в мелком хулиганстве или краже конфет - генпрокурор тут же просит президента отстранить его от должности. Причем норма действует по принципу «не пойман, но вор» - чиновник может оказаться невиновным. Отстраняют его по факту обвинения. Безусловно, если депутаты проголосуют за эту поправку, она даст прокуратуре огромные полномочия по контролю над региональными властями. По сути, судьбу губернатора можно будет решить практически в стенах одного этого ведомства - от возбуждения уголовного дела до письма президенту. Мало того, с 1 января 2007 года вступает в силу закон о внешнем управлении регионами. Суть его в том, что федеральные органы власти могут временно исполнять полномочия органов власти субъекта РФ, если просроченная задолженность этого субъекта превышает 30% от его собственных доходов. То есть регионами, которые окажутся в долгах как в шелках, будут управлять из столицы. Это напоминает процедуру банкротства предприятий. Видимо, кремлевским чиновникам показалось мало назначать и снимать губернаторов без участия народа. Нужны дополнительные меры контроля и воздействия на регионы, чтобы те случайно не почувствовали излишней независимости и самостоятельности. Как сообщает ИА «REGNUM», глава комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политики Виктор Гришин заявил о том, что сейчас готовится законопроект, в котором будет содержаться «замер эффективности и уровня активности губернаторов примерно по тридцати социальным, экономическим и политическим показателям». Определять, правильно ли губернатор управляет своей территорией, будет поручено прокуратуре. На фоне таких мер довольно странно звучат высказывания федеральных министров об усилении роли региональных властей. Так, вице-премьер Дмитрий Медведев неустанно подчеркивает, что приоритетные национальные проекты призваны «разбудить регионы». Дескать, мы в Москве их придумали, а выполнять вам на местах. Министр экономического развития Герман Греф, выступая на Кубанском международном экономическом форуме, заявил, что «структурные и институциональные реформы - во многом задачи региональных властей». Но, судя по логике последних преобразований, выполнять эти задачи губернаторов должен стимулировать страх потерять работу. Между тем еще весной этого года в Госдуму поступил проект закона об отмене выборов мэров крупных городов. Их предполагалось назначать по представлению губернаторов. Однако пока распространить вертикальный принцип на мэров мешает Конституция - в соответствии с ней муниципальные власти не входят в систему органов государственной власти. А значит, ни один госчиновник не имеет права назначить или снять мэра города или главу сельсовета. Но это пока... Медленно, но верно в России происходит переход к демократическому централизму. Для этой системы характерны обязательность самостоятельных инициатив и единообразие индивидуальных порывов. Люди, прошедшие школы КПСС и ВЛКСМ, могут только улыбнуться, услышав о таком нововведении, как оценки для губернаторов.

Возрастная категория материалов: 18+