Готовы ли розничные сети Приамурья к таким изменениям и по каким правилам они работают сегодня, разбирался корреспондент «АП». Пока крупные торговые сети думают над тем, стоит ли им идти в небогатые регионы, как наша область, местные игроки розничного рынка весьма успешно развивают собственные сети. И на сегодняшний день выживать приходится и продавцам на рынке, и безымянным фирмам-одиночкам в торговых центрах. Последние два года активную борьбу за амурских покупателей развернули как давно известные торговые дома, так и бывшие когда-то оптовые поставщики: «Кэш&Кэрри», «Россия», «Фауст», «Простор», «Калина». Сетевой интерес Расширение торговли путем создания сети магазинов выгодно, как ни странно, самому государству. Контролировать законность действий и уплату налогов несколькими крупными игроками гораздо проще, нежели следить за сотней индивидуальных предпринимателей на рынке. По мнению чиновников, с развитием сетей выиграет и потребитель: обменять некачественный товар на рынке или в фирме-одиночке, которая сегодня есть, а завтра нет, гораздо сложнее, чем в магазинах «с именем». Кроме того, как считают представители компании «Простор», преимущество сетевых магазинов для покупателя и в другом: низкие цены и стабильный ассортимент. - Развитие розничной сети приводит к тому, что фирма начинает продавать не только товар, но и услугу: хорошее обслуживание, систему скидок, грамотные консультации, - подчеркивает менеджер по развитию ТД «Калина» Галина Никонова. В выигрыше оказываются и бизнесмены: расширение сети однородных магазинов приводит к снижению ряда расходов. Так, например, содержание управленческого штата или затраты на рекламу в связи с открытием еще одного магазина, как правило, не изменяются, а оборот торговли растет. И разработанные раз стандарты для одной торговой точки продолжают «работать» на всю торговую сеть. Другое дело, что инициаторы продвижения крупных игроков на региональные рынки пока не задумываются о возможных негативных последствиях разрастания «паутины» торговых сетей: демпинг цен, угроза малому бизнесу, рост коррупции в регионах. Но пока московские сети не спешили с экспансией, власти доверяли законам рынка определять розничную торговлю. Амурские сетевики Рынок Приамурья задавал свои правила развития торговых сетей, которые условно можно разбить на определенные группы. В первую входят те компании, которые стали розничными участниками рынка после того, как поработали определенное время в качестве оптовиков. Например, компания «Максимум» вышла на розничный рынок, открыв уже 4 магазина «Кэш&Кэрри». В эту же группу можно отнести и компанию «Простор». - Необходимость в открытии магазинов заключалась в возможностях компании завозить товары самого широкого ассортимента из любых точек России, пользуясь продукцией местных перекупщиков в исключительных случаях. Со временем появилась и сеть «Скидочка» в формате «магазин у дома», - рассказывает Елена Перетятько, начальник коммерческого отдела ООО «Амурский Простор». 10 лет назад начинала свою деятельность именно с оптового направления и компания «Косметик-Сервис», более известная амурчанам по сети магазинов «Калина». Этот торговый дом заинтересовался розницей всего 2 года назад и уже открыл 8 супермаркетов в Амурской области. Другая группа амурских сетей специализируется на продуктовой рознице с момента своего создания. Яркими представителями таких компаний являются фирмы «Россия» и «Фауст». Последняя из них была основана в 1991 году как мелкая торговая организация. Сегодня розничная сеть «Фауста» включает 42 магазина по области, из которых 24 расположены в Благовещенске. Фирма «Россия» представлена на территории Приамурья более чем 60 торговыми точками. Этот розничный оператор не останавливается на достигнутом и планирует открыть в ближайшее время еще два супермаркета. Причем в этой фирме делается упор на расширение сети унифицированных торговых центров с магазинами самообслуживания. Еще один критерий, по которому можно классифицировать розничные сети, - наличие собственной производственной деятельности. Так, компании выходят на рынок с собственными магазинами, будучи прежде всего успешными производителями. Например, сети магазинов-киосков «Мяско», «Амурский хлебушко», «Амурский кулинар». К таким производителям-продавцам можно отнести уже упомянутые компании. Так, «Фауст» занимается производством лапши, макаронных изделий, мясных консервов, а также розливом минеральной воды. Своя торговая марка «Затея», под которой выпускаются мясные полуфабрикаты и кондитерские изделия, есть у компании «Россия». Продукцией собственного производства обеспечивает свои магазины и компания «Простор», выпуская под торговой маркой «5 чувств» полуфабрикаты и кондитерские изделия. По мнению маркетолога компании «Фауст», участники розничного рынка начинают заниматься производством собственной продукции для поддержания и расширения торговли в собственных же сетях. И, наконец, обособленной группой можно считать розничные сети неместных игроков из Хабаровска и Владивостока: сеть супермаркетов «Любимый», «Народная компания», «В-Лазер» и другие. Места хватит всем? Мнения представителей крупных сетевых компаний по поводу конкуренции на розничном рынке Приамурья расходятся. Одни считают, что идет жесткая борьба за «место под солнцем», другие говорят, что наш рынок - «непаханое поле для торговой деятельности». Согласны они в одном - даже если московские сети к нам придут, то не в ближайшем будущем. - У нас достаточно маленький контингент людей, которые могут позволить себе дорогую элитную продукцию, которую станут предлагать москвичи. А цены московские и цены амурские - это две большие разницы. К тому же крупным сетям интересны большие города, в число которых Благовещенск не входит. Может, если мост построят в Китай, вероятность того, что сети придут к нам, увеличится, - считает Галина Никонова. Пока отношения на розничном рынке Приамурья можно считать скорее мирными, чем боевыми. Как стало известно корреспонденту «АП», по результатам одного исследования розничных сетей выяснилось, что конкуренция между игроками не ценовая: клиент чаще всего выбирает магазин за качество товаров и надлежащий уровень обслуживания. Может быть, именно поэтому розничные сети стараются расширять число магазинов самообслуживания. - И «Фауст» нацелен на создание магазинов таких, чтобы не было очередей, повышался уровень обслуживания. Покупатель мог походить, сам выбрать и просто расплатиться на кассе. Минимум контакта с продавцом улучшает настроение покупателям, - делится планами Ирина Чех, замначальника отдела маркетинга ООО «Фауст-Лидер». Участники розничного рынка отмечают, что развитие сетей сегодня тормозит дефицит свободных помещений, стоимость аренды которых была бы разумной. И сами амурчане, неохотно идущие в новые магазины.

Возрастная категория материалов: 18+