Побывав в частных руках и став не единожды предметом жестких (а порой и кровавых) разборок, это доходное место осело наконец в муниципальной собственности: с 2003 года рынок ушел под крышу ГСТК. Тогда же и было принято решение перевести торговлю автомобилями в цивилизованный формат. Прежнее руководство ГСТК рьяно взялось за дело: огородили и покрыли новеньким асфальтом торговую площадь, по периметру разместили сопутствующую инфраструктуру. Некоторое время на рынке и в его окрестностях царило относительное затишье. Однако автобизнес продолжал расширяться. Сегодня на территории рынка выставляется на продажу ежедневно порядка 700 - 800 автомобилей и еще примерно 600 стоят на Воронкова. В последнее время к «аборигенам» присоединились иногородние продавцы, и машины выстраиваются по обе стороны улицы в два-три ряда. - Мы что только ни предпринимали: пробовали железобетонными блоками перегораживать, ставили леерное ограждение, - говорит заместитель директора рынка Андрей Куракулов. - Так они плиты ночью убирали, а леера спиливали. - Проблему надо решать, - подключается директор рынка Евгений Андрейченко. - Они же постоянно создают аварийные ситуации. Загазованность и задымленность вокруг жилых домов страшная. Несанкционированные автомобили стоят здесь практически круглосуточно. А что будет зимой, когда эти машины начнут постоянно прогревать? Мэрия предложила нам расширить площади. Что мы и сделали: добавили со стороны Чигирей еще 15 тысяч квадратных метров. Сегодня можем спокойно разместить полторы тысячи машин. Сделали подъездные дороги, бесплатные гостевые стоянки. Создали все условия, лишь бы только они работали нормально! К слову, разовый въезд на территорию рынка (без ночевки) стоит 25 рублей. Месячный «абонемент» - 1050 рублей. За эти деньги автовладельцам предоставляют персональное место, сервисную мини-инфраструктуру, возможность провести необходимые технические мероприятия, охрану. Для сравнения: во Владивостоке покупатели платят за въезд на авторынок по 120 рублей. - У нас созданы все условия, - продолжил Андрей Куракулов. - Рынок находится под надежной охраной. Вышки по периметру, освещение. В семнадцать часов рынок полностью опечатывается. И, кроме директора, заместителя и начальника охраны, никто туда войти не имеет права. Непонятно, чего людям не хватает! Спасибо, хоть ГАИ нас выручает! - Претензии к нам идут сплошным потоком, - подтвердил инспектор ОГИБДД Виктор Куделин. - Улица Воронкова не слишком широкая, к тому же там ходит пассажирский транспорт, вокруг много жилых домов. И несанкционированные автомобили создают проблемы буквально всем: пассажирские автобусы не могут из-за них нормально подъехать к остановке, жильцам они загораживают выезд со дворов. Жалуются владельцы гаражей по той же причине. Люди уже детей боятся выпускать во двор. Хотя везде стоят запрещающие знаки. На днях произошла серьезная авария: один такой нелегал рикошетом «собрал» четыре машины. А в последнее время машины стали ставить уже не просто во дворах, а на газонах. В минувший понедельник ДПСники насильственным путем убрали с обочин 20 автомобилей. Во вторник вечером снова пришлось делать тотальную зачистку... Кстати, штраф за незаконную парковку по нашему административному законодательству составляет всего 50 рублей. По мнению руководства городского ГАИ, одной из причин сегодняшней проблемы является само место размещения рынка. - Ситуация действительно сложилась абсурдная, - дает свою оценку событиям начальник городского отдела ГИБДД Сергей Никитин. - На рынке полно свободных мест, а мы нелегалов ловим. На наш взгляд, было бы куда разумнее сделать въезд с противоположной стороны. Там пустыри, и никто никому бы не мешал. С тем же успехом можно было бы разместить и стоянки, и площадки для особо упрямых, и прочие объекты. Тогда бы и эти автовладельцы туда вслед за всеми подтянулись. Мы, кстати, предлагали мэру такой вариант. К слову, сами неорганизованные автовладельцы объяснили свое нежелание вливаться в цивилизованные ряды тем, что не доверяют организации охраны рынка. - Мы беседовали с владельцами тех автомобилей, что стоят на улице, - подтвердил Сергей Никитин. - Все в один голос говорят: охрана ненадежная, были случаи краж. Так и говорят: «У моего знакомого габариты сняли. А у моего - поворотники и колеса». Жалуются и на отношение к себе. Нам рассказывали о таких случаях: занял автовладелец свободное место, а к нему подходят «коллеги» и ненавязчиво просят его освободить. Говорят, оно уже выкуплено, езжайте на конец рынка. Получается, там своя местная «элита» имеется? На наш взгляд, нужен комплексный подход к решению этой проблемы. Сегодня генеральный директор ГСТК во все инстанции пишет письма: наведите порядок, а то, мол, рынок из-за самостийных автовладельцев теряет доходы. У него, конечно, свое видение проблемы, и логика там есть. Но получается, что решить проблему хотят только за счет ГАИ. До того дошло, что ГАИ взяло уборку улицы Воронкова под свой контроль: по нашей инициативе там сейчас ежедневно убирают и моют. Рынок находится в черте города, и совершенно непонятно, недоумевают в ГАИ, как эта территория осталась за бортом коммунальных служб: ведь есть же акция «Чистый город». - Подключим административную комиссию, - пообещала начальник городского управления по развитию потребительского рынка и услуг Евгения Шершнева. - Будем штрафовать за нарушение зеленой зоны, стоянки на газонах, загазованность территории. Что касается переноса въезда, это нереально по двум причинам. Во-первых, на это потребуется порядка пяти миллионов рублей. У ГСТК таких средств нет, они только на расширение площади потратили летом полтора миллиона. Во-вторых, со строительством микрорайона «Северный» там будет проложена улица. И ситуация вернется на круги своя... В целом проблема авторынка на сегодняшний день осталась нерешенной, хотя все понимают, что делать что-то надо. Мэрия планирует собрать по этому поводу «круглый стол». Остается надеяться, что по его итогам будут наконец приняты эффективные меры.

Возрастная категория материалов: 18+