Атака сотовых компаний Динамично развивающиеся сотовые компании всегда боролись между собой за каждого владельца мобильного телефона. В ход шли любые инструменты: яркая реклама, ребрендинг, разнообразные тарифы, возможность разговаривать «в долг». В результате сегодня независимо от того, какую компанию из тройки операторов выбрал амурчанин, в необходимости и удобстве сотового телефона его убеждать не приходится. По данным агентства «Интерфакс», в сентябре 2006 года количество абонентов сотовой связи в России составило 146 миллионов 880 тысяч человек, а количество телефонов на 100 человек остановилось на отметке 101,2. То есть количество сотовых телефонов больше, чем число жителей в нашей стране. При этом, если верить сообщениям операторов мобильной связи, в Амурской области с каждым месяцем число подключений продолжает расти. Правда, не упоминается, снижаются ли темпы такого роста. И эта статистика неудивительна: сетью охвачены далеко не все населенные пункты Амурской области. Расширяется зона покрытия - растет число абонентов. Так, согласно информации сайта компании «Мегафон - Дальний Восток», абоненты этого оператора могут сделать звонок, только находясь в районе городов Благовещенска и Белогорска. «Билайн» обеспечивает уверенную связь клиентам в южных районах области вплоть до Архары и точечное покрытие таких населенных пунктов, как Шимановск, Бурея, Февральск, и других. Шире всего зона обслуживания в Приамурье пока у компании МТС. - Стратегия компании заключается в максимально широком охвате территорий с тем, чтобы абоненты всегда могли воспользоваться телефоном даже в удаленных и труднодоступных уголках, будь то северные районы, маленькие населенные пункты, автотрассы или зоны отдыха, - добавляет специалист по связям с общественностью компании «МТС» Валерия Кузьменко. Но говорить о том, что на место ценовой конкуренции пришла неценовая, пока рано. Амурчане, проживающие в областном центре, чаще всего делают выбор, обращая внимание не на качество сети и ее распространенность, а на стоимость минуты разговора. «Чем дешевле минута, тем больше абонентов» - таким принципом руководствовались компании. Однако после принятия чиновниками поправок в закон «О связи» сотовые операторы были вынуждены сдать позиции. Тройка операторов сначала ввела плату за соединение. Но после обвинений в сговоре сотовые компании, чтобы сохранить прибыль, пошли каждая своим путем: либо общим повышением тарифов, либо введением фиксированной составляющей за первую минуту или секунду разговора. Амурчане, казалось бы, уже и забыли, что связь стоит денег. Но по мере того, как деньги на счету «мобильного друга» стали таять быстрее, а в почтовых ящиках стали появляться квитанции с оплатой за звонки на сотовый телефон, о стоимости разговоров пришлось задуматься многим. Согласно нашим расчетам (см. таблицу), серьезную конкуренцию сотовым операторам в этом плане составила именно стационарная связь. Реанимация фиксированной связи Раньше в подавляющем большинстве случаев позвонить с мобильника стоило столько же, сколько и со стационарного телефона. Более того, сами сотовые компании устанавливали дорогие тарифы на входящие звонки с городских телефонов, потому отвечать на звонки с фиксированного номера было невыгодно. Кроме этого, постоянно откладываемое введение повременной оплаты телефонных разговоров ставило под вопрос существование и развитие проводной связи в России. Одна поправка в закон о введении принципа «платит звонящий» стала спасением для операторов фиксированной связи. Парадоксально, но звонить с городского номера на сотовый стало выгоднее. Навстречу проводной связи даже пошли сотовые компании, предложив абонентам тарифы с единой ценой исходящего звонка на любой телефон. Правда, они заявили, что их «заставили» работать в убыток. В СМИ даже звучали обвинения в адрес проводных связистов: «за счет сотовых операторов государство хочет вытянуть отрасль фиксированных операторов, переживающих не лучшие времена». Но сами обвиняемые не согласны с такими выводами. - Операторы мобильной связи прямыми конкурентами «Дальсвязи» не являются, - считает Ольга Попова, начальник службы маркетинга Амурского филиала ОАО «Дальсвязь». - Они предлагают рынку «услуги-заменители» (по аналогии с «товарами-заменителями»), которые не могут покрыть стопроцентную потребность в услугах фиксированной связи и передачи данных в сети Интернет. «Сотовики» покрывают потребность населения в мобильной связи, «Дальсвязь» - в фиксированной. В поддержку фиксированных операторов выступают и сами абоненты, которые не спешат выбрасывать немобильные телефоны. В ближайшее время не собираются отказываться от стационарной связи и организации. Более того, на многих предприятиях Приамурья после 1 июля ввели запрет на звонки на сотовые номера с рабочего телефона. Тем не менее проникновение фиксированной связи в районах Приамурья оставляет желать лучшего. По словам представителя компании «Дальсвязь», на данный момент телефонизировано порядка 56,6% домохозяйств в Амурской области. И хотя это хороший показатель на фоне географической удаленности населенных пунктов и их малочисленности, в этом вопросе сотовые операторы выигрывают. Например, жители отдаленных поселков Зейского района, где абонентская плата за телефон составляет 230 рублей в месяц, предпочитают мобильную - дозвониться по стационарному телефону до районного центра практически невозможно. Дойдет ли дело до драки Отношение к борьбе у каждого оператора свое: сотовые компании уверены в дальнейшей победе, проводные - в бессмысленности спора. - Мобильная связь вытесняет стационарную - это общая рыночная тенденция. Сотовая связь очень доступна, постоянно появляются новые удобные тарифы. Неудивительно, что многие предпочитают купить сотовый и использовать его как домашний или рабочий, - говорит представитель компании «МТС». - Тенденция оттока стационарной связи происходит в основном из-за миграции населения с северных районов области. Говорить о проблеме оттока данного вида услуги в связи с развитием операторов мобильной связи не приходится - эта цифра незначительна в масштабе нашей компании. Клиенты выбирают, что удобно и выгодно. Удобно вести переговоры и общаться с близкими, не глядя на время, выгодно при этом не считать минуты. Плюс к этому стационарная связь не стоит на месте, происходит постоянное расширение услуг, интересных не только корпоративным клиентам, но и хозяевам домашних телефонов, - приводит свои аргументы представитель компании «Дальсвязь». На сегодняшний день операторы проводной и мобильной связи так или иначе борются за клиента, предлагая амурчанам новые возможности. На городской телефон оператор предлагает установить сервис «не беспокоить», удержание вызова, переадресацию звонков, в то время как сотовые компании расширили возможности абонентов еще дальше, рассылая им новости, информацию о погоде, мелодии и картинки. «МТС», «Билайн», «Мегафон» и «Дальсвязь» даже переключились на другой фронт войны - Интернет. Пока пальму первенства удерживает компания электросвязи, предлагая «быстрый доступ» во всемирную паутину от 2,10 руб. за Мб. Сотовые компании только начинают приучать своих клиентов к новой технологии, с помощью которой осуществляется беспроводной доступ к специально адаптированным для просмотра на экране мобильного телефона ресурсам сети Интернет. Цена за такое удовольствие с сотового телефонного в среднем составляет 6 руб. за Мб.

Возрастная категория материалов: 18+