Когда он проводил авторский концерт, зал в Центре эстетического воспитания был переполнен, не менее полусотни зрителей сидели на подставных стульях. Несмотря на солидный возраст композитора, встретиться с ним пришли не только те, кому очень далеко за тридцать, - в зале было много молодежи. Это понятно. Ведь уже не менее четырех десятков лет практически любая компания, как взрослая, так и детская, охотно напевает «Песенку о медведях», «Если б я был султан», «Песню про зайцев», «Остров невезения», «Помоги мне», «Есть только миг» и «Волшебника-недоучку». Не зря назвали Александром Сергеевичем Говорят, что имя обязывает. Быть, например, двойным тезкой великого Пушкина - значит весомо заявить о себе в мире искусства. Не знаю, думали ли об этом родители Зацепина (отец - хирург, мать - преподаватель литературы), но их сын не подкачал. Поэзией не увлекся, а то, что стал выдающимся композитором, сегодня не надо кому-то доказывать. Тем более залу, в котором битком набились амурские зрители. О внешнем облике мастера вряд ли многие из благовещенцев имели точное представление. (К сожалению, нам в первую очередь известны исполнители, а те, кто делает прогремевшие на всю страну песни - композиторы и поэты, как правило, всегда остаются в тени, за кадром). За долгие годы Зацепин, наверное, привык к такой роли. Когда ведущий объявил его имя, композитор появился на сцене как-то очень незаметно. Другой бы на его месте обязательно постоял несколько минут на авансцене, щурясь от слепящего света софитов и от удовольствия, что в его честь раздается нестихающий гром аплодисментов. Этот же быстрым шагом, не фиксируя на себе внимание, вышел из-за кулис, едва кивнул, сразу сел за рояль и принялся наигрывать попурри из собственных песен. Публика в зале была «зацепинская». Ее не надо было разогревать. Едва зрители уловили знакомые мотивы, принялись хлопать в ладони еще громче. Над сводами зала плыли чудесные мелодии: «Куда уходит детство?», «Этот мир придуман не нами», «Все могут короли», «Говорила мама мне» и множество других. «Песенку о медведях» дружно пел весь зал. Работал «во всю ивановскую» - Песня для фильма «Кавказская пленница» рождалась с большим трудом, - вспомнил былое Зацепин. - Еще во время работы над «Операцией «Ы» я предложил режиссеру Гайдаю написать ко второй новелле запоминающуюся песенку. Тот наотрез отказался. При съемке «Пленницы» в 1966 году Леонид Иович неожиданно уступил: «Ладно, попробуй! Но учти, песня должна быть такой, чтобы ее пел весь народ!» Я очень волновался, поскольку не имел права на ошибку. На радио с этим делом проще. Одну песню написал, прокрутили - не стала популярной, другая не стала, может, третья станет. А здесь фильм выйдет на экраны, зрители сразу песню не примут, и все, конец, к фильмам больше никто не допустит. Придумал я, значит, мелодию, а мой товарищ поэт Леонид Дербенев - текст. Называлась песенка «Последний день календаря». Забыл, кто ее пел, сейчас даже мотив не помню. Гайдай раздал запись своим знакомым. Мнения разделились. Половина слушателей ее приветствовала, половина - нет. Режиссер потребовал создать новую песню. Я отправился в Дом творчества в Иваново. Там буквально сутками сидел за роялем. Работал, можно сказать, «во всю ивановскую»! Сотворил пять мелодий. Среди них была та самая, что потом стала «Песенкой о медведях». К этому времени Гайдай вместе со съемочной группой умчался в Алушту. Я послал вдогонку кассету с пленкой, где указал, что третья мелодия может быть интересной. Но, дескать, больше ни на что не способен. Не понравится - приглашай Арно Бабаджаняна. Вскоре получил ответ: «Да, третья песня ничего, но, убежден, народ ее петь не станет. Поэтому приглашу Бабаджаняна». Я, конечно, расстроился и отправился на «Мосфильм» с заявлением, что выхожу из кинокартины, разрываю контракт. Директор комедийного объединения (выдающийся кинорежиссер, шестикратный лауреат Государственной премии СССР. - Прим. авт.) Иван Пырьев возразил: «За участие в прошлом фильме «Операция «Ы» мы вас похвалили и сказали Гайдаю: «Вот вам вместе и работать. Зацепин точно чувствует твой стиль». Что он там сейчас выдумал? Бабаджанян, безусловно, талантливый композитор, но и вы мастер своего дела. Где Гайдай?» - «В Алуште». Он порвал мое заявление и приказал помощнику: «Отправьте Зацепина и Дербенева к Гайдаю в Алушту, пусть они на месте разбираются». Мы уехали. В гостинице встретили Никулина, Вицина и Моргунова. Те, увидев нас, дружно исполнили припев из той самой третьей мелодии. Мы, говорят, с первого раза эту музыку запомнили, нам она очень нравится. Гайдай же к нашему приезду отнесся холодно: «Этой троице ваша песенка симпатична. Ну и что? Они же артисты. А народ ее петь не будет! Зачем вы сюда приехали?» Я рассказал о решении Пырьева. Гайдай хмыкнул: «Что мне Пырьев? Не он же снимает картину, а я». В общем, настроение было такое, что впору брать билеты и улетать обратно. Но в этот момент приехали авторы сценария фильма Слободской и Костюковский. Послушали мою мелодию и принялись уговаривать режиссера: «Леня, песня хорошая. Мы сразу запомнили этот мотив». Он долго сопротивлялся, но потом махнул рукой: «Ладно, пусть Дербенев пишет стихи»... Правда, потом опять заартачился: «Мы снимаем «Кавказскую пленницу», при чем здесь белые медведи и северный полюс?» Дербенев принялся убеждать несговорчивого режиссера: «Все выстроено на контрасте. На Кавказе жарко, а все вокруг мечтают охладиться». Спорили долго... Скажу напоследок, с другими песнями тоже порой были трудности, но таких, как с этой, не случалось никогда. Однажды Зацепина здорово «зацепило» По мнению Александра Сергеевича, никто не может заранее определить, будет произведение популярным или нет. Например, в фильм «Отважный Ширак» вошли две его песни. Сценарист был убежден, что «Волшебника-недоучку» народ забудет сразу же после просмотра кинокартины, а другая песня, несомненно, станет известной. Вышло с точностью до наоборот. Иногда с композитором случаются совершенно неожиданные вещи. Работая над фильмом «Бриллиантовая рука», он мучительно искал музыку к припеву. Утром брился электрической бритвой и в ее гудении вдруг услышал необходимую мелодию. В результате вот уже почти сорок лет мы с удовольствием поем «А нам все равно...» Правда, по словам Зацепина, сколько раз он ни прибегал в дальнейшем к испытанному методу, бритва более не способствовала изумительным музыкальным находкам. У едва ли не самой популярной зацепинской песни «Есть только миг» тоже есть своя история. На главную роль в «Земле Санникова» претендовал Владимир Высоцкий. Специально для этого фильма он написал шесть песен. Зацепин не стал переходить дорогу знаменитому барду, ушел из данной кинокартины и занялся другой. Впоследствии Высоцкого не утвердили. Александра Сергеевича попросили вернуться. В итоге в любом застолье теперь слышится: «Призрачно все в этом мире бушующем...» Как оказалось, не только песни Зацепина легко доступны сердцам миллионов россиян, но и сам он легко идет на контакт. После концерта корреспондент «АП» побеседовал с популярным песенником. Выяснилось, что замечательный композитор - сибиряк, родился в Новосибирске. Хотя окончил в детстве музыкальную школу по классу фортепиано, стать профессионалом в этой сфере не собирался. Мечтал посвятить себя радиотехнике. Да только поступлению в Московский институт связи помешала Великая Отечественная война. В Алма-Ате получил консерваторское образование. Очень повезло на сильных педагогов - многие были эвакуированы сюда из осажденного Ленинграда. В консерватории Саша Зацепин отнюдь не повторял действия героя своей популярной песенки: «Даром преподаватели время со мною тратили». С ним-то как раз не тратили... Кстати, в этом году исполняется полвека самой первой его песни. Она была написана для фильма «Наш милый дом», и там звучали такие строки: «Надо мной небо синее, облака лебединые». Едва композитор сказал мне об этом, как рядом стоявшая амурчанка (кстати, совсем не пенсионного возраста) стала активно подпевать... Помимо сотни песен для кино, Зацепин написал еще музыку к балету «Старик Хоттабыч», несколько симфонических сюит. Александр Сергеевич признался, что его прогрессу сильно способствовала дочь. В конце семидесятых она безапелляционно заявила отцу: «У нас в классе мальчишки говорят, что ты можешь писать хорошие песни только для своего поколения». По словам Зацепина, это очень сильно его зацепило. Если раньше он равнодушно смотрел на современную западную эстраду, теперь бросился внимательно ее изучать, приобретать граммофонные пластинки и магнитофонные записи ведущих рок-коллективов Запада. В итоге появилась великолепная музыка к фильму «31 июня», где Зацепин превзошел самого себя. Спросить о влиянии внуков на сегодняшнее творчество не удалось. Остальные амурские поклонники создателя трехсот замечательных песен угрожающим тоном выказывали недовольство тем, что корреспондент слишком надолго завладел вниманием композитора. Пришлось ретироваться, но перед этим удалось все-таки запечатлеться рядом с великим маэстро. Думал ли я сорок лет назад, еще мальчишкой взирая на огромный полотняный экран райчихинского кинотеатра, где Наталья Варлей лихо отплясывала твист под «Песенку о медведях», а Никулин горланил песню о султане, что мне когда-нибудь посчастливится лично пообщаться с автором этих незабываемых мелодий. Нет, конечно. «Амурская осень» вдруг опровергла утверждение, что чудес не бывает.

Возрастная категория материалов: 18+