Полет над Тындой Летом 1984 года тындинцу Евгению Жгулеву приснился необычный сон: полет над землей, вокруг цветет черемуха, свежий воздух, а во дворе дома - верстачок. Картина настолько поразила будущего художника, что утром он взял березовую доску, пошел под навес и попытался с помощью имеющегося инструмента что-то вырезать. Неожиданно для себя мастер создал свой первый сувенир - барельеф бамовца. - У меня не было мысли что-то вырезать конкретное. Все произошло, как у папы Карло, который сделал Буратино, - вспоминает Евгений Жгулев. - Приехала жена из отпуска, я ей показал свое творение - бамовского мужичка, супруга говорит: «Красиво. а где ты купил?». Я отвечаю: «Сам сделал». Надо было видеть ее удивление. Жена похвалила, и у меня как из рога изобилия пошли новые работы. Потом дерево затягивало все больше и больше. Жгулевы - потомственные изобретатели. Дед Евгения Петровича придумал тормозной башмак, которым фиксируют колеса вагона. Сын нашего героя тоже начинал работать с деревом. Юноша, впервые взяв в руки нож, вырезал Аэлиту из одноименного романа Беляева. И, как говорит Евгений Жгулев, если бы не трагическая смерть, то сын сейчас бы выдавал такие шедевры... Липа, осина, кедр, береза - из этих деревьев получаются самые необычные поделки. Однако материал для своих работ художник берет вовсе не в лесу. Например, кедровые доски Жгулев нашел, когда строители разбирали старый щитовой дом, другие дощечки раздобыл на свалках. В лесу же Евгений Петрович подпитывается творческой энергией. - Все лето я живу на даче, а она у меня находится в лесной полосе. Поэтому каждый день общаюсь с природой. Бывает, выйду вечером, прислонюсь к березе или сосне, и сразу приходит озарение, появляется вдохновение для новых работ. Потом беру стамеску и начинаю воплощать замысел в дереве, а зимой шедевры рождаются на кухне, - рассказывает мастер. - Я никогда не рисую эскизы своих будущих изделий: что в голову взбредет, то и делаю, в общем, экспромтом. Мое кредо - все делать без аналогов. Каждая вещь должна быть по-своему уникальна, даже узор стараюсь не повторять. Взять, к примеру, табуретки. Казалось бы, что придумаешь здесь нового, однако нет, постоянно ищешь новые подходы к этому обычному предмету мебели. Евгений Петрович практически не пользуется столярными станками, а вот главные орудия своего дела жизни - резаки, стамески, клюкарзы - подбирает с особой тщательностью. Некоторые он сохранил еще с юности, когда нужно было что-то сделать по дому. Именно за эксклюзивность ценятся изделия Евгения Жгулева не только в нашей стране, но и за рубежом. Работы художника выставлялись в Японии. В стране восходящего солнца экспонировался трон из березы. Японцы написали десятки благодарственных писем в адрес амурского резчика по дереву. Тындинский умелец показывал свои творения и в Москве на ВДНХ, и в выставочных залах Украины. Умелец выражает огромную благодарность людям, которые помогли ему в организации выставок. это Татьяна Бедина, Валентина Пациора. Сегодня работы Жгулева можно увидеть в музее истории БАМа: иностранные туристы подолгу останавливаются у витрин с деревянными шкатулками, барельефами писателей и удивляются таланту мастера. Яйца Фаберже из дерева - Когда я работаю, то теряю ощущение времени, люблю, чтобы мне никто не мешал. Так у меня рождаются не только деревянные, но еще и поэтические шедевры, - делится художник. Не каждый может петь, плясать, с эстрады смехом заливаться. А этот, вот какой чудак, под старость лет резьбой по дереву стал заниматься. Ему бы доску, нож сапожный, тихий уголок. И он создаст, вы мне поверьте, красивую поделку впрок. Когда Евгений Жгулев вырезал из дерева полторы тысячи всевозможных поделок, он перестал их считать. Одни изделия мастер подарил своим друзьям, коллегам, другие отдал организациям. Его творения можно увидеть на железнодорожном вокзале, в городской бане, в офисах многих предприятий. Особенно гордится Евгений Петрович своими работами в Тындинском соборе Святой Троицы - здесь он вырезал более 50 рам для икон. Сейчас художник занят работой над яйцом Фаберже. - Это очень трудоемкая и в то же время интересная работа. По выходным, когда меня посетит муза, я потихоньку вырезаю поделку, - показывает свое творение художник. - Сейчас отправляюсь украшать дом внучки в Пояркове. Работы много, но, надеюсь, справлюсь и сделаю из обычного дома настоящий терем. Евгений Петрович сетует, что некому передать свой талант: в Тынде нет кружков резьбы по дереву. Хотя молодежь, по мнению художника, с интересом бы работала с этим природным материалом. А тем временем правнучка Таня тоже приобщается к делу семьи - собирает в лесу сучки, шишки и делает композиции. Значит, династия умельцев Жгулевых продолжается.

Возрастная категория материалов: 18+