Впрочем, основной задачей на ближайшее время государственные природоохранные структуры и общественные организации области считают не расширение сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ), а организацию эффективной охраны и деятельности уже существующих заказников. Дело в том, что в минувшем году большинство областных заказников, а их у нас 34, на длительное время вообще остались без всякой охраны. Охотничье управление, в ведении которого находились эти охраняемые территории, с 1 июля 2005 года было расформировано, а специализированные областные структуры, в чье ведение отошли заказники, смогли начать полноценную работу лишь с февраля этого года. Этим, разумеется, не преминули воспользоваться многочисленные браконьеры и лесорубы. Каков размер ущерба, нанесенного природе в этот период, сейчас не берется сказать никто. Управлению и Дирекции ресурсов животного мира и особо охраняемых природных территорий пришлось начинать свою работу буквально с нуля. Не было ничего - ни удостоверений, ни прописанных полномочий, ни техники. Был лишь энтузиазм тех, кто считает сохранение природы делом своей жизни. Сейчас ситуация с заказниками стала проще. Непосредственно их охраной занимается 54 человека, обеспеченных 11 автомобилями, 12 тракторами, тремя лодочными моторами. Сразу появился и результат. Начальник Управления ресурсов животного мира и особо охраняемых природных территорий Юрий Кириченко привел следующие данные. С 1 февраля этого года проведено 527 рейдов по соблюдению охранного режима особо охраняемых природных территорий, в том числе 197 рейдов с работниками Россельхознадзора и 158 рейдов совместно с сотрудниками милиции. В ходе этих рейдов было выявлено 286 нарушителей природоохранного законодательства, из них 88 - лично сотрудниками заказников. У браконьеров изъято 52 единицы огнестрельного оружия. В запрещенный для рыбалки период нереста на территории заказников изъято 4,5 километра сетей. Впрочем, все признают, что имеющегося количества людей и техники явно недостаточно для организации эффективной работы всех амурских заказников. Поэтому силы концентрируются на тех территориях, которые представляют наибольшую ценность с точки зрения сохранения видового разнообразия и подвергаются наибольшему воздействию со стороны человека. Сейчас ведется серьезная работа по инвентаризации особо охраняемых территорий для выяснения значимости того или иного заказника или памятника природы, уточнения их границ. Вполне возможно, что ее итогом станет корректировка системы ООПТ. Не секрет, что некоторые заказники и памятники природы, созданные еще в 60 - 70-х годах, в существующих границах давно уже не представляют ценности с точки зрения охраны природы. К примеру, Благовещенский заказник, южная часть которого находится уже чуть не в пределах областного центра и на территории которого расположены несколько тысяч садовых участков, сотни дорог и десятки предприятий. По словам Петра Осипова, директора Амурского социально-экологического союза - организации, стараниями которой в 2002 году было создано сразу шесть новых охраняемых территорий, речи об уменьшении количества заказников или их площадей не идет. Просто в некоторых случаях разумно будет отказаться от наименее ценных участков, одновременно взяв под охрану наиболее проблемные. Например, Благовещенский заказник может несколько «сместиться» на север вдоль Зеи на гораздо менее нарушенные человеческой деятельностью угодья. - В отношении каждой ООПТ решение должно приниматься отдельно, после тщательного исследования ситуации и проведения экологической экспертизы, - подчеркивает Петр Осипов. Сегодня в отношении охраняемых природных территорий ООПТ решается еще одна важнейшая задача - их паспорта и положения приводятся в соответствие с существующим федеральным законодательством. С момента, когда было создано большинство заказников, прошло несколько десятков лет, за это время не то что законы - государство стало другим. А документы, регулирующие деятельность заказников, так и задержались в 70-х годах прошлого века, что зачастую вообще ставит под сомнение законность существования охраняемых территорий. Работа эта весьма трудоемкая и дорогостоящая, говорят специалисты. Впрочем, области могут в этом деле помочь. Дальневосточное отделение Всемирного фонда дикой природы уже заявило о том, что готово частично профинансировать работы по инвентаризации заказников и проведению экологических экспертиз их положений. Амурский социально-экологический союз в свою очередь готов непосредственно участвовать в работе. Теперь решение, принимать ли помощь экологов, зависит от областной администрации. И еще одно крайне важное решение было принято по итогам административного совета: департаменту агропромышленного комплекса поручено разработать закон «Об особо охраняемых природных территориях Амурской области». Принятие этого документа окончательно введет областные ООПТ в правовое поле и поможет разрешить многие существующие на сегодняшний момент вопросы.

Возрастная категория материалов: 18+