Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №86 (28850) от 22 августа 2019 года
Издается с 24 февраля 1918 года
23 августа 2019,
пятница

«Меченосец»: немое кино

Отечественные режиссеры активно начали осваивать жанр блокбастера: «Дозоры», «9 рота», «Личный номер», «Бой с тенью». Это модно и престижно. Однако автор новой ленты «Меченосец» отказывается от такого определения. Филипп Янковский называет свое детище драмой. Чего в картине больше - спецэффектов, крови, мистики или психологизма - пыталась разобраться «АП».

«Меченосец»: немое кино / Отечественные режиссеры активно начали осваивать жанр блокбастера: «Дозоры», «9 рота», «Личный номер», «Бой с тенью». Это модно и престижно. Однако автор новой ленты «Меченосец» отказывается от такого определения. Филипп Янковский называет свое детище драмой. Чего в картине больше - спецэффектов, крови, мистики или психологизма - пыталась разобраться «АП».

В кадре Если в первом кадре тонет мотоцикл, то в конце фильма не стоит ждать радости и счастья. Так вывернул наизнанку чеховскую инструкцию про ружье молодой режиссер. И не зря - весь сеанс зал напряженно смотрит на парня с плотно сжатыми губами. Молчаливый юноша Саша ведет странную жизнь. Работает ли он - неизвестно, где живет - непонятно, но подобные бытовые детали сценарист опускает не зря. Одного взгляда на героя Артема Ткаченко понятно, что тот не от мира сего и в его реальности не нужны такие вещи. Ему не досаждает постоянный ливень, он не мерзнет, потому что его руки холоднее окружающей среды. Руки ледяные, потому что в них спрятан меч. Саша режет лезвием почти каждого, кто попадается на его пути. В независимости от того, насколько жертва перед ним виновата и виновата ли вообще. Кавказец, продающий кинжалы, отец, не принимавший участие в воспитании сына и не плативший алименты, милиционеры... Он не умеет контролировать себя, ярость вырывается наружу, и он действует вслепую. Пока не встречает ту, которая способна сдержать бушующую стихию. Появляется она, и заканчиваются мучительные флэшбеки (вспышки памяти) и дожди. Художница Катя плетет из бисера и рисует батик. Она не спрашивает мужчину, встреченного на лестничной площадке, как его зовут, кто он и зачем постоянно бинтует правую кисть. Она принимает его таким, какой он есть. Ей все равно, что «Бог с этим человеком опоздал», что «с ним нельзя». За кадром Кажется, «Меченосец» открывает в отечественном кинематографе новую эру немых фильмов. За два часа событий зрители услышали диалогов не больше чем на 30 минут. Всю остальную информацию и настроение передают взгляды, жесты, обстановка. Смотришь на Артема Ткаченко в черном пальто под ливнем на крыше и невольно ассоциируешь персонажа с врубелевским «Демоном»: тоска, неприкаянность, запредельность. Эстетика минимализма в мансарде Кати красноречиво сообщает о тонком вкусе, чувственности и одиночестве девушки. Спелые яблоки в опавших кленовых листьях, не по-русски гладкий асфальт говорят, что жизнь хороша. Отсутствие диалогов компенсировано саундтреком. Вот тут хочется пожать руку композитору Игорю Вдовину. Он писал музыку к «Жести», «Гарпастуму», «Богине», теперь и к «Меченосцу». Электроника с неровными фортепианными партиями сказала больше, чем если бы всю потусторонность и инородность Саши режиссер попытался определить вербально. И с Катей у них такой уровень отношений, когда все понятно без слов. Интересна, хотя и неоригинальна, сама структура ленты. Режиссер играет с хронологией. Начинается кино с финала, потом зрителя ведут по главному действию, постоянно вкрапляя туда флэшбеки из детства героя. Нелинейное повествование расшифровывает причины появления меча в ладони. Оно показывает, что Саша был обычным ребенком и вырос бы стандартным семьянином, если бы не грубость и жестокость окружающего мира. Персонаж Ткаченко становится сверхчеловеком не потому, что у него из руки вырастает лезвие в минуты ярости. А потому, что он почти по Ницше стоит за пределами добра и зла. И его мироощущение - это сверхлогика, сверхцели, пугающие гуманно настроенных обывателей. Все, кто попадает в радиус его действия, обречены на гибель, на шок, на любовь. Пресса оценивает игру Ткаченко по-разному: одни аплодируют, другие плюются. Однако если учесть, что это первая драматическая роль 24-летнего парня (до этого он снимался в молодежных комедиях «Ненасытные», «Мечтать невредно», «Даже не думай»), то он с ней, скорее, справился. Ему удалось сработаться с мастером Чулпан Хаматовой. Она играет чувственность, он - жестокость. Она - красавица, он - чудовище. Она, передвигаясь весь фильм на цыпочках, запрокидывает голову. он закрывает двухметровой фигурой свет в окне и разделывает на филе и грудинку негодяев. В комикс про супермегагероя фильм не скатывается также благодаря корректной подаче необычных свойств героя. Лезвие с металлическим лязгом не выскакивает демонстративно из ладони, крупным кадром не показывают, как холодное оружие прячется назад в плоть. Просто махнул рукой, и очередная жертва оседает на пол. Если бы не навязчивые рекламные ролики, буклеты и аннотации, рассказывающие о «мече, появляющемся из кисти», то понять, что у парня не самая простая физиология, можно только по последней трети фильма. Но даже, когда Саша крушит корабельные сосны на берегу моря «голыми» руками, ясно, что клинок - это метафора. Ярость и сила - оружие, данное самой природой. Отказаться от него невозможно, контролировать тоже. И это жало вызывают наружу отчаяние и холодность других людей. ФАКТЫ О ФИЛЬМЕ l Филипп Янковский после «Статского советника» решил снимать современную историю. Хотел сделать фильм про любовь, но подходящий сценарий мелодрамы не подобрали. В этот период он познакомился со сценарием «Меченосца» по роману Евгения Даниленко. Режиссеру понравилось сочетание жестокости и нежности, невинности и порока одновременно. l Съемки «Меченосца» начались 15 сентября 2005 года в Санкт-Петербурге. Работа над фильмом походила на секретную операцию: Янковский не давал интервью, репортеров на съемки не пускали. l Спецэффектами и компьютерной графикой занимались профессионалы. У Олега Беляева на счету оба «Дозора». Художник Елена Жукова «оживляла» Эрмитаж в «Русском ковчеге» и представляла Берлин и Токио после бомбежек в сокуровских «Бункере» и «Солнце». l Ни одна из сцен «Меченосца» не была отснята в кинопавильонах. На натуре действие выглядит более жизненно. Бутафорскому цеху пришлось посадить лес на побережье Финского залива... l Мистика прослеживается не только в сюжете ленты. На съемочной площадке происходили необычные вещи. По словам актрисы Татьяны Лютаевой, сыгравшей Беллу, во время работы над сценой в кафе в небе появились около десяти НЛО. А Артем Ткаченко утверждает, что дублерши, которых он носил на руках вместо Хаматовой, были значительно тяжелее ее. ЗРИТЕЛЬСКОЕ ЖЮРИ Анна: «На мой взгляд, фильм продолжает приоткрывать дверь, которая позволит российскому кино выйти на международный уровень. Мне понравилось! И я буду объяснять любому, что слабых сторон и непродуманности сюжета у этого кино практически нет. А то, что в фильме неопределено само появление меча из руки главного героя (в смысле «а откуда вообще?»), - это полностью продуманная авторская задумка. И все здесь просто замечательно Олег: «Авторы фильма подают своего героя так, что их сочувствие и желание заразить им зрителей очевидны. Между тем Саша, хоть и вызывает ассоциации с Росомахой из «Людей Икс», ближе скорее к Греную из «Парфюмера». Это человек, лишенный моральных принципов и тормозов. Он убивает не только тех, кто его чем-то обидел, а даже просто так. Таких называют отморозками». Анатолий: «Это лучший фильм об одиночестве, который мне доводилось видеть в последнее время. Фильм о том, что сверхчеловек всегда будет один не потому, что он выше остальных, а потому, что планета его вращается совсем с другой скоростью и все остальные с нее просто слетают. Фильм, в котором подспудная мечта любого здравого пацанишки - рубить плохишей, не отходя от кассы, - воплощена в жизнь. Показано разрубание на фарш минималистично и именно потому достоверно. И у кого после просмотра фильма осталась эта мечта?» Игорь: «Диалоги в фильме прекрасны, их почти нет. А Чулпан Хаматова ничего, хоть и стареет. Мне кажется, у нее увеличена грудь. Это ее сверхсила».

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Сотрудник белогорского морга украл из кармана покойника телефонПроисшествия
Деньги на памятник амурскому врачу и поэту Олегу Маслову соберут на двух концертахОбщество
Здания благовещенских детских садов и школ проверит специальная комиссияОбщество
Новый международный логистический комплекс появится в Амурской областиЭкономика
«Золотая маска» привезет в Благовещенск лучшие театры РоссииОбщество
Две трети Белогорска остались без воды из-за аварии на коммунальных сетяхОбщество

Читать все новости

Система Orphus