Программа безопасности обошлась без крутых поворотов

С будущего года начнет работать целевая программа «Обеспечение безопасности дорожного движения в Амурской области на 2007 - 2012 годы». На октябрьском заседании облсовета законопроект, инициированный ГИБДД и областной администрацией, был принят в первом чтении. Аналогичный документ уже утвержден на федеральном уровне.

За программу в ГАИ бились несколько лет: ситуация с дорожно-транспортными происшествиями перешла уже в разряд критических. Ежегодно на российских дорогах более двух миллионов человек получают травмы и увечья. Количество погибших в автокатастрофах соизмеримо с населением крупного города. В Амурской области только в прошлом году зафиксировано 1375 ДТП, в которых погибли 239 человек. «Считайте, одной деревни как не бывало!» - в ГАИ для пущей убедительности оперируют теперь такими сравнениями и аналогиями. В Госавтоинспекции отмечают еще одну тревожную тенденцию: с 2000 года в области регистрируется рост смертности от последствий ДТП. Около 60 процентов погибших - люди «цветущего» возраста, от 16 до 40 лет. Все чаще жертвами дорожно-транспортных происшествий становятся дети. Каждый год страна теряет на дорогах 1000 маленьких граждан, около 25 тысяч получают ранения и травмы. Специалисты спрогнозировали ситуацию на ближайшие несколько лет и получили еще более неутешительные результаты: если немедленно не обуздать автодорожный беспредел рамками закона, число россиян, погибших на дорогах, составит в среднем 40 тысяч человек в год. Последним аргументом, сдвинувшим дело с мертвой точки, стал президент, давший однозначную оценку ситуации. - Основная цель нашей программы - привлечь внимание местных властей, - считают в областном ГИБДД. - Если, к примеру, в мэрии областного центра к вопросам безопасности и нашим предложениям относятся с пониманием, о других территориях этого не скажешь. Неблагоприятная обстановка в Шимановском районе. Давно пора уже всем понять: обеспечение безопасности дорожного движения - задача не только и, может быть, не столько ГАИ, - уверены в Госавтоинспекции. Финансироваться областная программа будет из четырех источников: более 66 миллионов выделяет федеральный бюджет, 76 миллионов - областной. Совокупная доля местных бюджетов - 531 миллион рублей. Еще 52 тысячи планируется привлечь из внебюджетных фондов. Самая затратная статья программы безопасности ДД - дороги. Сегодня в России наблюдается любопытная тенденция: по темпам автомобилизации мы опережаем Европу. Зато по качеству дорожного покрытия догоняем и обгоняем Африку, причем далеко не лучшую ее часть. - В рамках программы утвержден план реконструкции дорог, рассчитанный на шесть лет. Ведь сегодня только в том же Благовещенске зарегистрировано более 70 тысяч единиц автотранспорта. Но дороги-то в большинстве случаев те же! Поддержали программу и в областном управлении Ространснадзора. - Хотя в ее разработке мы непосредственного участия не принимали, у нас другие задачи, - отметил и. о. начальника управления Виктор Парунов. - Но областной закон о пассажирских перевозках тоже можно считать частью этой программы. Ведь безопасность на дорогах в немалой степени зависит и от безопасности пассажирского транспорта. Так что принятие этого документа можно только приветствовать. В целом программа весьма объемная, в ее разработке принимало участие очень много ведомств. К примеру, в ГАИ очень рассчитывают на помощь органов образования в проведении профилактических мероприятий в школах и детских садах, подчеркнул инспектор по пропаганде управления ГАИ области Андрей Пивиков. - Смешно сказать, но в программе по ОБЖ на правила дорожного движения отведено всего два учебных часа! Школьникам подробно рассказывают, как вести себя при ядерных взрывах - что им, может, никогда и не пригодится! А в то же время у нас на дорогах ежегодно гибнет 10 - 15 детей, порядка 200 получают травмы. Мы сейчас серьезно работаем над внедрением регионального стандарта по обучению детей, проводим специальные занятия для студентов педуниверситета и педучилищ, чтобы в будущем они могли обучать детей, активно работаем с руководителями школ. В управлении образования Благовещенска создали, можно сказать, прецедент: подготовили собственную муниципальную программу обеспечения детской безопасности, пока единственную в области. - Интенсивность движения в городе растет в геометрической прогрессии. Сужается игровое пространство, детям уже просто некуда деваться. Поэтому и возникла необходимость в своей программе. Рассчитана она на 2007 - 2010 годы и уже прошла тестирование в городской Думе, - рассказывает главный специалист управления образования Ирина Люмина. - Теперь ждем, когда окончательно утвердят областную программу, чтобы определиться с финансированием. В целом же у благовещенских педагогов довольно тесное сотрудничество с городским отделом ГИБДД: совместными усилиями разработана схема размещения у школ светофоров и «лежачих полицейских», планы по пропаганде правил безопасности дорожного движения. К примеру, в 13-й школе работает детский клуб «Светофор», в пятой - собственная автотранспортная площадка, учащиеся второй школы подготовили для детсадов книжки-малышки со сказками про правила дорожного движения. Опытом ДОУ N 51 (на его базе создана агитбригада «Клаксон») заинтересовались в «Российской газете». Результаты не замедлили сказаться: роста детского дорожного травматизма в городе нет. В этом году не зафиксировано ни одного случая со смертельным исходом. Учтены в областной целевой программе и любители выпить за рулем. За сутки, говорят инспектора ДПС, меньше десятка пьяных не бывает. Чтобы наказать за «кураж», водителя надо отвезти на освидетельствование. Здесь тоже не все просто. - В районах такие медицинские пункты есть только в райцентрах. Если, скажем, пьяного водителя поймали в Возжаевке, везти его на освидетельствование приходится в Белогорск. К тому же работают там медпункты только в дневное время. Еще один нюанс: не всякий медик может провести освидетельствование - этому надо учить. Чтобы эта служба работала круглосуточно, людям опять же надо платить. То есть все это затратные мероприятия. Мы уже не говорим о технической оснащенности самой автоинспекции. Этому, кстати, посвящен отдельный блок программы. В списке приоритетов - спасательное оборудование для экипажей ДПС, создание единой локальной сети управления ГИБДД, оснащение стационарных постов дорожно-патрульной службы. Одних только дорожных знаков предполагается установить более восьми с половиной тысяч. «Узаконенные» программой финансовые вливания, надеются в ГАИ, помогут снять остроту проблемы на наших дорогах.