Этим материалом мы начинаем цикл публикаций, посвященных юбилею налоговой инспекции. - Виктор Андреевич, какие задачи ставились перед налоговыми инспекциями тогда? - Главная задача была сформировать коллективы налоговых инспекций, чтобы обеспечить пополнение бюджета. До 90-х годов в стране были только государственные предприятия, которые обеспечивали до 92% поступлений в бюджеты всех уровней, поступления от доходов граждан не превышали 8%. Перечисляли платежи в основном в полном объеме, точно и в срок. Поэтому небольшая группа людей в финансовых отделах городов и районов вела контроль полноты этих перечислений. В начале 90-х проводимые в экономике страны реформы привели к многократному росту хозяйствующих субъектов различных форм собственности. Интенсивно формировалась рыночная инфраструктура. В это время налоговые органы были выведены из структуры Минфина и стали самостоятельной службой. В те годы появилась масса частных предприятий, учредители которых еще не привыкли сами платить налоги. Работать с ними - убеждать, увещевать, а также контролировать и даже принуждать выполнять законодательство - должны были специалисты налоговых инспекций. С резко возросшим объемом работы могли справиться только профессиональные коллективы. Формировали их, обучали специалистов, можно сказать, в пути. Создавались налоговые инспекции по административно-территориальному признаку - в городах и районах области, местным органам они не подчинялись, ведь служба эта федеральная, но работали с ними в тесном контакте. Людей мы приглашали не только из финансовых органов, но и из различных отраслей народного хозяйства: бухгалтеров, экономистов, юристов. Направляли их на учебу в область, другие регионы, в министерство и даже за рубеж. В числе первых руководителей налоговых инспекций по городам и районам, на долю которых выпала задача создания работоспособных коллективов и условий для их плодотворной деятельности, были руководители инспекции по Благовещенску Валентина Коунева, по Свободному - Наталья Рвенская (сейчас она возглавляет инспекцию по Благовещенску). Это Т. Соколова - по Ивановскому району, В. Басистая - по Октябрьскому, Т. Горюнова - по Михайловскому, В. Галагуз - по Райчихинску, Н. Кузьмина - по Свободненскому, А. Гаврилов - по Селемджинскому, Н. Терехова - по Зейскому району (сейчас она заместитель руководителя Управления ФНС России по Амурской области) и другие. И еще одна задача стояла перед нами в те годы - формирование материально-технической базы налоговой службы, ведь начинали ее практически с чистого листа, не имея помещений, мебели, техники и, что самое сложное, достаточного финансирования. Тем не менее при поддержке глав городов и районов за сравнительно короткий срок удалось построить здания инспекций в Свободном, Тынде, Завитинске, Экимчане, Новобурейском. Капитально отремонтировать помещения в Ивановске, Константиновке, Пояркове. После долгих поисков и нескольких переездов обрело постоянный адрес и Управление ФНС России по Амурской области в Благовещенске, по улице Советской, 65. Здание к 2001 году капитально отремонтировали. Мне в нем уже не пришлось поработать, но, когда приходится заходить в гости, я радуюсь, что люди трудятся в неплохих условиях. Все это стало возможным благодаря неустанной работе моих ближайших помощников, заместителей руководителя управления Иннокентия Тарасова, старанием которого построено большинство зданий. А также Александра Ивона и Виктора Логинова, которых, к сожалению, среди нас уже нет. Не могу не вспомнить и руководителей отделов управления: Т. Блинникову, Л. Соколову, Н. Гончарову, О. Шелудченко, М. Милееву и многих других, кому принадлежит значительная роль в деле формирования налоговых органов области. Этот список можно было бы продолжить. Одним словом, за несколько лет был создан крепкий коллектив единомышленников. К 2000 году здесь трудилось уже около 1300 человек. Стабильно выполнялись задания по поступлению платежей в бюджеты всех уровней. Это было возможно благодаря труду сплоченного коллектива налоговых органов, первопроходцев в новом для страны деле. В области была выстроена единая система контроля над соблюдением налогового законодательства, которое в эти годы к тому же беспрестанно менялось. - Какие, по вашему мнению, изменения были наиболее важными, существенно повлияли на развитие экономики? - Прежде всего принятие Налогового кодекса. Ведь такого документа, где каждая деталь налогообложения предусматривается в конкретных статьях, никогда раньше не было. Да он и сейчас в работе. Не было, скажем, и такого всеобъемлющего платежа, как налог на добавленную стоимость. Отменен налог с оборота, который действовал только для налогообложения дорогостоящих товаров: мехов, ювелирных изделий, а также алкогольной продукции. Введены единый налог на вмененный доход и система упрощенного налогообложения для субъектов малого бизнеса. Существенные изменения внесены в налогообложение граждан. Прогрессивная шкала, которая побуждала граждан к поиску различных схем сокрытия доходов, была заменена на единую ставку 13% вне зависимости от общих доходов. Это решение вызвало немало споров его сторонников и противников. - И тем не менее способствовало выводу части «серых» зарплат из тени? - Введение 13-процентной ставки налога на доходы физических лиц, конечно, свою роль сыграло. Сегодня я сам работаю на предприятии и вижу, что многие налогоплательщики - юридические лица начали выплачивать заработную плату по ведомостям, как положено, открыто и в полном объеме. Соответствующие платежи поступают во внебюджетные фонды - пенсионный, социального, медицинского страхования. Но, к сожалению, ожидаемого результата отмена прогрессивной ставки налога не принесла. Проблема до конца не решена. И сегодня в области есть немало предприятий, которые выплачивают своим работникам зарплату по минимуму, а остальное - в конвертах. И здесь есть еще над чем работать и законодателю, и налоговым службам. - Скажем прямо, далеко не всегда налоговиков встречают на предприятиях с распростертыми объятиями. Жить и работать с этим негативом непросто, какая-нибудь психологическая помощь инспекторам оказывалась? - Психологи в нашем штатном расписании не были предусмотрены. Но на специальных семинарах мы учили наших работников налаживать с клиентами деловые взаимоотношения, искать взаимопонимание. Вплоть до таких нюансов, как прийти на проверку, как себя вести, какие документы иметь, чтобы не было претензий. И налогоплательщик, и инспектор должны четко знать, какие вопросы подлежат проверке и сколько она продлится. Ориентировали наших работников, чтобы они успевали за месяц. Ведь иногда проверки отрицательно сказываются на людях, подчас мешают работе проверяемых компаний. Что же касается психологической поддержки налоговых инспекторов, то государство об этом тоже подумало. Были введены специальные звания, с соответствующей доплатой за них, а также специальная форма одежды. Все это морально поддерживало и дисциплинировало работников. И, если хотите, в какой-то мере даже защищая налогового инспектора. - Как вы считаете, сейчас в стране сформирована оптимальная налоговая система? - В целом система платежей достаточно оптимальна, хотя, думаю, она будет и в дальнейшем изменяться в сторону снижения налогового бремени хозяйствующих субъектов. Но сами законы сформулированы сложно и весьма запутанно, а порой даже противоречиво, налогоплательщикам иногда приходится их в прямом смысле расшифровывать. Налоговое законодательство трудно для понимания простого налогоплательщика, у которого возникает много вопросов. Сложна для простого человека и налоговая декларация. Чтобы ее заполнить рабочему, получившему дополнительный доход помимо основной работы, нужна помощь специалистов. А должно быть понятно: столько я получил, вот такой налог должен уплатить. Хотя в целом налоговая система совершенствуется и в основном способствует развитию экономики страны. - А телефон доверия в ваше время был? как вы к нему относитесь? - Такого телефона у нас не было. Отношусь к нему нормально. Хотя, думаю, не менее полезен телефон справочной службы, по которому любой налогоплательщик сможет связаться с налоговым специалистом и получить ответы на свои вопросы. - Что вспоминаете с улыбкой? - Работа - дело серьезное, тут как-то не до улыбок... Хотя, впрочем, наши профессиональные праздники. Мы отмечали их 1 июля, в этот день налоговые работники на местах были выделены из штатов Министерства финансов. Чаще всего выезжали на природу, вместе сидели у костра. Это сплачивает и раскрепощает людей. Мы ставили задачу, чтобы люди работали инициативно, и этому очень способствуют товарищеские взаимоотношения в коллективе. Или семинары, выездные коллегии, которые, чтобы сплотить коллектив, мы проводили на базе разных инспекций: в Тынде, Свободном, Благовещенске. Учиться ведь приходилось бесконечно - новые законы, новые налоги, международные стандарты бухгалтерского учета, иные методы проверки... С интересом изучали опыт друг друга и, конечно, общались неформально. - Виктор Андреевич, что бы вы пожелали тем, кто сегодня работает в налоговых органах Приамурья, в честь их 15-летия? - Я благодарю налоговых работников области за продолжение той работы, которую мы начали. Удачи вам и доброго здоровья! А еще хотел бы пожелать профессиональных успехов, лада и взаимопонимания между коллегами и дисциплинированных налогоплательщиков!

Возрастная категория материалов: 18+