А если спрос снижается на 30 и более процентов, то можно говорить о наступлении «мертвого» сезона на рынке. Как амурские компании борются с такой депрессией, узнавал корреспондент «Амур-ской правды». Сонное лето позади Многие фирмы каждое лето страдают от отсутствия клиентов, которые уходят в отпуска или уезжают на дачу. В результате выручка снижается, директора впадают в уныние и предчувствуют наступающий кризис на производстве. Но к осени дела налаживаются, клиенты возвращаются, а производство и штат продавцов приходится расширять. С такими закономерностями сталкивается большинство предпринимателей в торговых центрах, производители мебели и одежды, рекламные агентства, спортивные комплексы и СМИ. Именно летом зрители телевизионных программ и читатели газет устают от новостей и политических дебатов, предпочитая им общение с природой или знакомство с историческими ценностями. - Летом люди действительно меньше читают: уезжают в отпуска, на дачу, и это сказывается на подписных тиражах газет. Просыпаться читатели начинают только к середине сентября, - говорит директор издательского центра «Амурская правда» Денис Козлов. Вместе с читателями и зрителями уходят «в отпуск» и многие рекламодатели. Для них вложения в рекламу в «мертвый» сезон приносят меньшую отдачу, чем обычно. - Летом происходит падение спроса на телевизионную рекламу. Возвращаются рекламодатели на телевидение к ноябрю - декабрю. На эти месяцы приходится пик продаж, - добавляет программный директор ТК «СТС-Благовещенск» Анна Репина. Для борьбы с сезонной депрессией различные компании используют схожие рецепты: скидки, конкурсы, презентации и даже провокации для привлечения внимания отдыхающих. Например, акция одной из благовещенских компаний продавать кондиционеры со скидкой именно в дождливую погоду. В «мертвый» сезон бизнесмены идут двумя путями. Либо выбирают путь наименьшего сопротивления и тратят все усилия на подготовку к новому сезону: исправляют ошибки, делают ремонт и творят над новыми проектами. Либо компании стараются сделать все, чтобы амурчане «не заснули», и, словно сговорившись, предлагают летние скидки и акции на дачную тематику. Например, в печатных изданиях делают упор на тематические страницы, интересные путешественникам или дачникам. Банки предлагают кредиты на выращивание репки, а страховщики застраховаться от перегрева на солнце. Меняются районы расположения наружной рекламы ближе к трассам и зонам отдыха. Кроме того, радикальные изменения происходят и в ассортименте компаний: на место меховых шляп приходят соломенные, рядом с шубами появляются летние платья, а в салонах вместо солярия предлагают средства защиты от солнца и купальники. Мертвая зима Гораздо сложнее тем, у кого спад продаж приходится на зиму, которая длится в Приамурье 5 - 6 месяцев. Так, туристические фирмы «кормит» лето и Новый год. Остальное время для туроператоров - «низкий» сезон, когда снижаются цены на большинство туров и амурчане продолжают ездить всего раз в неделю по основным направлениям - в Хэйхэ, Харбин и Пекин. - Мы закончили свой сезон в этом году в конце сентября, - рассказывает заместитель генерального директора фирмы «Интурист» Татьяна Данченко. - Наши менеджеры, которые без выходных работали с мая, уходят в отпуска. Сейчас мы только собираемся готовиться к новогодним турам, но нашим хлебом остается именно лето. Сезонный спад продаж приходится на зимнее время и у производителей мороженого. Изготовители этого лакомства вынуждены согласиться, что загрузка производственных мощностей зимой снижается на 40 - 50%. Хотя продажи удается поддерживать за счет изменения ассортимента. Как рассказал «АП» маркетолог хладокомбината, зимой упор делается на мороженое крупной фасовки: есть тенденция перехода от штучного употребления к так называемому семейному. Такой же тенденции следуют и в компании «Интеграл». - С сентября мы переходим на «зимний ассортимент» (весовое мороженое, брикеты и торты), рассчитанный на семейное потребление, - говорит менеджер компании «Интеграл» Анна Климова. Страдают от пассивности амурчан в холодное время года как дорожные компании, так и производители пластиковых окон. - Можно сказать, что для нас наступает «тухлый» сезон. Все лето мы работали круглые сутки, а сейчас заказчиков нет, - поделился с нами Анатолий Литвиненко, исполнительный директор ЗАО «Асфальт». Как считают многие, зима - «мертвый» сезон для строительства дорог, но на самом деле строить можно круглый год. Например, зимой можно делать земляное полотно, чтобы загружать людей. - Сезонность в оконном бизнесе есть, - добавляет менеджер по рекламе строительной компании Home Master Юлия Корсакова. Пик продаж приходится на сентябрь - октябрь. Зимой, как правило, спрос на окна падает до 30%, и это идет в основном из-за недоинформированности потребителей. Ведь на самом деле опасения людей по поводу того, что зимний монтаж приносит неудобства, неоправданны. «Мертвый» сезон у производителей окон длится с ноября по март. Хотя без работы крупные фирмы не остаются и в холодное время года. Зимой меняются клиенты: пластиковые окна устанавливаются в новостройки, больницы и школы. В плане сглаживания сезонности именно производителей окон можно считать пионерами в борьбе за внимание покупателей. Как сказал представитель одной из строительных компаний, столько подарков, акций и скидок в «мертвый» сезон предлагают в Приамурье только оконные фирмы. Оживление на пользу всем Для бизнеса «мертвый» сезон может привести к серьезным последствиям: замораживание оборотных средств, появление кассовых разрывов, рост себестоимости продукции и потеря конкурентных позиций. Поэтому компании делают все, для того чтобы спрос резко не падал и производство не останавливалось. Как признают опрошенные нами представители компаний, «мертвый» сезон во многом остается виртуальным явлением. В периоды сезонной депрессии предприниматели двигаются дальше, меняя ассортимент, цены и проводя рекламные акции. От таких оживлений выигрывают прежде всего клиенты. Амурчанам предоставляется возможность выгодно устанавливать пластиковые окна и путешествовать со скидкой.

Возрастная категория материалов: 18+