Административные реформы не обошли стороной и наше ведомство: наименования и структура областного управления менялись неоднократно, претерпевали значительные изменения и полномочия. Но все 15 лет управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области претворяло в жизнь конкурентную политику государства, сдерживая рост монополизма в стране, создавая равные условия для развития хозяйствующих субъектов. В канун 15-летия Амурского УФАС России об истории и сегодняшних задачах управления рассказывает его руководитель Татьяна Яковлева. - На первоначальном этапе работы необходимо было выяснить, какие субъекты могут в силу своего положения оказывать негативное влияние на развитие конкуренции, сдерживая процесс. То есть определиться с естественными монополиями на территории и с субъектами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках. За такими предприятиями был установлен антимонопольный контроль. Одновременно шел контроль за действиями и нормативными актами органов власти и управления, чтобы не допускать неравные условия для отдельных хозяйствующих субъектов, ведь это ограничивало конкуренцию. - Татьяна Ивановна, охарактеризуйте изменения, произошедшие в антимонопольной службе за последние два года? - 2005-й, 2006-й стали для нас прямо-таки революционными. На мой взгляд, кардинально изменилась тактика антимонопольной политики. Значительно повышены пороговые значения, при которых требовался обязательный антимонопольный контроль, когда юридические или физические лица осуществляли сделки по покупке акций, долей, основных производственных фондов и нематериальных активов. То есть небольшие предприятия с маленькими активами ушли от антимонопольного контроля, и это правильно. А крупный бизнес, который может оказывать и оказывает влияние на процессы концентрации капитала, остался под нашим пристальным контролем. В прошлом году потребовалось сосредоточить максимум внимания на финансовых рынках - так много было там нарушений антимонопольного законодательства. Но и сферу страховых и банковских услуг также нельзя было упускать из виду. Именно поэтому в результате антимонопольного контроля пресечены антиконкурентные соглашения, заключаемые органами местного самоуправления с кредитными организациями, чтобы привлечь заемные средства для нужд соответствующего бюджета без проведения конкурсных процедур по выбору банков. Нарушения на рынке финансовых услуг зачастую допускаются не только органами местного самоуправления, но и территориальными федеральными органами исполнительной власти, а также администрацией Амурской области. Так, во исполнение предписания Амурского УФАС России администрация области вынуждена была внести изменения в генеральное соглашение о сотрудничестве, заключенное с ОАО «Азиатско-Тихо-океанский банк», исключив из него условия, нарушающие нормы конкурентного права. В этом году постановлением Правительства РФ антимонопольное ведомство было определено как уполномоченный орган по контролю за размещением федеральных госзаказов. Это очень серьезные полномочия. Их реализация, несомненно, будет способствовать экономному расходованию бюджетных финансов, обеспечит равный доступ всем желающим и имеющим возможности для участия в подобных торгах. А главное - предотвратит коррупцию в этой сфере. - Насколько своевременно было это решение? - Это насущное требование времени. Судите сами: начиная с марта 2006 года в наше управление поступило более 50 заявлений от участников торгов, которые не согласны с тем, как и каким образом были организованы торги. Заявители сомневались в правильности выбора победителя. Мы провели ряд проверок. Результаты показывают: нарушения федерального закона о закупах допускаются. Примером тому может служить размещение отделением Пенсионного фонда РФ по Амурской области государственного заказа на разработку проектно-сметной документации и проведение монтажных работ кабельной системы в Центре по выплате пенсий в Благовещенске. ФЗ нарушен и Управлением судебного департамента в Амурской области, когда речь шла о государственных заказах на приобретение компьютерной техники, путевок на санаторно-курортное лечение судей и членов их семей. Тут не соблюден порядок организации и проведения конкурсов, а именно: на официальных сайтах нет сведений о госзаказах, превышены требования, предъявляемые к участникам конкурсов, отсутствует порядок сравнения и оценки конкурсных заявок. Есть нарушения в процедуре допуска к участию в конкурсе, в определении победителей. Практика показала, что требования федерального законодательства чаще всего игнорируются в сфере закупок продуктов питания для муниципальных и областных бюджетных учреждений, компьютерного оборудования, нефтепродуктов, а также в сфере услуг ремонтно-строительного характера, монтажа и обслуживания оборудования для пожарной безопасности, печатно-издательских услуг... Зачастую допущенные нарушения приводят не к экономии, а к перерасходу бюджетных средств. Примером может служить жалоба, поступившая на размещение администрацией Благовещенска муниципального заказа по приобретению молока для дошкольных учреждений областного центра, в результате которого муниципальным заказчиком было закуплено более дорогое молоко, чем предложено другим участником торгов. Размещение государственных и муниципальных заказов посредством запроса котировок, конкурсов, аукционов уже сейчас приносит значительную экономию финансовых средств. Мы не ведем такой учет, однако, по некоторым сведениям, экономический эффект от размещения заказов на конкурсной основе с теми органами, с которыми мы работали, достигает 109 миллионов рублей. - В областном центре (и не только) растет недовольство строительных организаций тем, как выделяются земельные участки под индивидуальное жилищное строительство и комплексные застройки. - Жилищный кодекс требует проводить аукционы. Эта норма обеспечивает конкурентное равенство на получение участков. В Амурской области с четвертого квартала 2005-го и в течение шести месяцев 2006 года выделен 201 земельный участок, причем с нарушением закона - 120 случаев. Чаще всего это касается индивидуального жилищного строительства. Наибольшее количество нарушений, связанных с выделением земельных участков, допустили органы местного самоуправления Благовещенска, Тынды, а также Тамбовского и Ивановского районов. По результатам антимонопольного контроля органами прокуратуры Амурской области принято 86 актов прокурорского реагирования. - Татьяна Ивановна, недавно принят Федеральный закон РФ «О защите конкуренции». Что нового в документе? - Этот закон впитал в себя все реалии развития экономики страны. Его основополагающие положения - защита конкуренции, создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, обеспечение единства экономического пространства. Изменены полномочия и функции территориальных органов. Законом определены процессуальные нормы, чего ранее не было, сами виды контроля. В частности, в сферу антимонопольного контроля попадают, наряду с юридическими лицами, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, и государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица. Конкретизировались, я бы сказала, даже несколько ужесточились нормы, при которых хозяйствующий субъект можно признать доминирующим на определенном товарном рынке. Введена принципиально новая глава об антимонопольных требованиях к торгам и особенностям отбора финансовых организаций. - Сколько полномочий и задач! Каков же штат вашего управления, чтобы исполнять надзор в таком объеме? - Всего шестнадцать человек. Поэтому работаем в напряженном режиме. Однако все сотрудники управления обладают профессиональными знаниями, чувством долга и ответственности. Говоря о сегодняшних кадрах, не могу не вспомнить тех, кто стоял у истоков нашего УФАС. Это первый руководитель Александр Дмитриевич Богатырев, кандидат экономических наук, его заместитель Александр Васильевич Махниборода, затем возглавивший нашу антимонопольную службу, которой он до последних дней своей жизни отдал много сил и энергии. Это бывшие начальники отделов Татьяна Вадимовна Больбот, Ольга Иосифовна Ревенко. - В канун юбилея принято подводить итоги. Чем знаменательны 15 лет деятельности Амурского УФАС России? - Рассмотрены тысячи жалоб и обращений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов власти и управления на антиконкурентные действия. Пресечены сотни административных правонарушений. Так, в 2005 году было рассмотрено 228 жалоб и обращений, возбуждено производством 93 дела. Выявлено 112 нарушений, приняты меры по их пресечению, в основном в сфере потребления электротеплоэнергии, на железнодорожном транспорте, в связи, рекламном бизнесе. Наложены административные взыскания в виде штрафов на 1,3 миллиона рублей. Рассмотрен 31 пакет документов на предмет контроля за экономической концентрацией капитала. Наибольшее количество крупных сделок совершено в промышленности, сырьевых отраслях, строительном комплексе, финансово-кредитных организациях. За 15 лет в управлении сформирована богатая аналитическая база в сфере конкуренции на товарных рынках. Отслеживается мониторинг цен на социально значимые продукты, а также на цемент, автомобильное топливо. В частности, в 2005 году исследовано 57 товарных рынков, в том числе банковских и страховых услуг, услуг сотовой связи и погрузо-разгрузочных работ на внутреннем водном транспорте... Амурское УФАС России формирует и ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов. В него включены 48 хозяйствующих субъектов по 40 товарным группам. Все это делается ради укрепления принципов развития добросовестной конкуренции.

Возрастная категория материалов: 18+