Коммунальщики обвиняют в срывах поставок угля железнодорожников, те перекладывают вину на местную власть. В непростых отношениях предприятий ЖКХ и Забайкальской железной дороги попытался разобраться корреспондент «АП». Накануне отопительного сезона железнодорожники и администрация поселка Магдагачи подписали договор о пожертвовании: ОАО «РЖД» безвозмездно передало в муниципальную собственность котельную КЕ-25, которая отапливает 80% домов районного центра, водозабор и очистные сооружения. - Мы были вынуждены принять это хозяйство, так как у нас накопился перед железной дорогой долг 15 миллионов рублей, а согласно подписанному договору пожертвования, ОАО «РЖД» нам этот долг списало, - объясняет глава администрации Магдагачей Петр Тарасов. - Раньше из-за задолженности были проблемы с горячей водой - железнодорожники ее просто не подавали. Сейчас же мы сами регулируем эти вопросы, и в квартирах магдагачинцев горячая вода появилась. Железная дорога не стала сразу отстраняться от прежней обязанности отапливать поселок и пообещала местным коммунальщикам оказывать помощь в ремонте котельной и самое главное - в течение года обеспечивать углем поселковую фабрику тепла. - К сожалению, дорога не сдерживает свои обещания. Не соблюдается график поставки угля, нет положенных запасов на 45 суток, котельная, можно сказать, топится с колес. Сейчас, например, угля осталось на 3 дня, кроме этого, он очень низкого качества, - говорит о непростом положении и. о. заместителя главы Магдагачинского района по ЖКХ Святослав Михальченко. - Вины железной дороги в этом нет. Коммунальщики должны за уголь 1,5 миллиона рублей. Сегодня и наши предприятия имеют задолженность перед МУП «Тепловодоснабжение» за потребленные услуги. Мы готовы их погасить, но нет договоров между Забайкальской железной дорогой и администрацией Магдагачей, они сейчас находятся в стадии подписания, - отвечает заместитель начальника отдела гражданских сооружений Свободненского отделения ЗабЖД Сергей Хилинский. - Насколько мне известно, сейчас в Сковородине находятся 6 вагонов с углем в адрес Магдагачинской котельной. Пока железнодорожники и коммунальщики ищут уголь, жители поселка от холода спасаются с помощью электрических обогревателей. В местной школе N 1 в классах стоит по нескольку калориферов. Старая проводка в здании 50-х годов постройки может не выдержать и загореться. Учителя понимают, что это опасно, но другого способа согреть детей не знают. Секретарь главы Магдагачинского района решила бороться с холодом в квартире по-другому. Она стала закаляться, принимать контрастный душ и говорит, что теперь никакие катаклизмы на местной котельной ей не страшны. А заместитель главы по ЖКХ Святослав Михальченко признается, что прошлой зимой в его квартире было всего плюс 9 градусов, но поднять температуру он не мог, даже несмотря на свое положение в администрации района. - Спешить принимать железнодорожные котельные нельзя. Я об этом постоянно говорю главам поселков. Нужно все делать постепенно, железнодорожники должны основательно готовить объекты к передаче, а не делать все наскоком, - комментирует глава администрации Магдагачинского района Анатолий Кучеренко. - Кто сейчас является хозяином котельной КЕ-25? Никто! Правоустанавливающих документов ни у той, ни у другой сторон нет. Возникнет авария - кто будет отвечать? На центральной котельной действительно каждый день выходит из строя оборудование. Сказывается хроническое недофинансирование ремонтных работ. Сейчас из трех котлов работают два, и то постоянно ломаются. Поэтому даже при достаточном количестве угля говорить о тепле в квартирах не приходится. - Котлы необходимо менять. Каждый из них стоит два миллиона рублей, - говорит директор МУП «Тепловодо-снабжение» Иван Шепавалов. - У нашего предприятия таких денег нет: платежи населения не покрывают затрат на содержание котельной, поэтому нужно искать источники финансирования. Руководители ЖКХ считают, что холодно в квартирах магдагачинцев еще и потому, что большинство тепловых сетей давно исчерпали свой ресурс. Именно физический износ коммуникаций стал причиной порывов труб в прошлом году. Такая же ситуация и с очистными сооружениями, которые тоже достались поселку от железнодорожников. Они не справляются с объемами стоков. Из-за этого приходится спускать неочищенные стоки прямо на землю. Несколько лет назад дорога начала сооружать новые очистные, но потом забросила строительство. Теперь, чтобы ввести объект в эксплуатацию, необходимо 50 миллионов рублей. В ближайшее время железнодорожники намерены передать поселениям Магдагачинского района котельные в Ушумуне, Тыгде, Дактуе и Гонже. Главы сел принимать коммунальное хозяйство на свой баланс не хотят. По их словам, почти все котельные к отопительному сезону не готовы. Плачевное состояние оборудования подтверждают и в Ростехнадзоре. Этот контролирующий орган выписал десятки предписаний по устранению многочисленных нарушений в котельных района. Кроме этого, здесь также есть проблемы с запасами угля. Коммунальщики магдаганчинского предприятия «Нижние ДОСы», отапливающего несколько домов поселка, уже нашли альтернативу углю. С недавних пор котельная бывшего военного микрорайона отапливается дровами. Теперь кочегары не зависят от поставок каменного топлива, рядом с котельной много леса, который всегда можно срубить. Поэтому в домах тепло даже в лютые морозы. - Дрова в три раза дешевле угля. Так мы экономим значительные средства. По прошлому году удалось сократить расходы на 3 миллиона рублей, - делится ноу-хау директор МУП «Нижние ДОСы» Александр Гильманов. -Так как топим котлы чурками, то нет необходимости включать дымосос, вентилятор. А это снова экономия - теперь уже электроэнергии. Большинству же магдагачинцев приходится ждать, пока на станцию прибудут очередные вагоны с углем. Приход топлива жители поселка безошибочно определяют по температуре батарей в своих квартирах. Пока же местное население, не дожидаясь сильных морозов, уже закупает партии обогревателей. Магдагачинцы понимают, что пережить зиму без них они вряд ли смогут.