Малыши и гиганты На рынке таксомоторных услуг Благовещенска действуют компании двух типов: диспетчерские службы и автопарки. Первые работают по принципу объединения водителей, имеющих собственные автомобили. Вторые покупают машины, создают свой таксомоторный парк и передают транспорт в пользование наемным работникам. На сегодняшний день в областном центре, по разным оценкам, работают от 70 до 200 фирм, предлагающих услуги такси. Из них только 7 - 8 имеют собственный автопарк. По-другому амурский рынок таксомоторных перевозок можно классифицировать исходя из легальности бизнеса. Далеко не все таксисты зарегистрированы в качестве предпринимателей и соблюдают требования законодательства. Подсчитать, сколько фирм действует в Благовещенске официально, невозможно. Все дело в том, что в июле 2005 года было отменено лицензирование легковых перевозок, и в результате сегодня войти в этот бизнес может каждый желающий. - По моей информации, в Благовещенске только 10 - 15 компаний платят налоги, имеют хорошо подготовленных специалистов и настроены работать серьезно, - считает Дмитрий Савенков, администратор такси «Фаэтон». - Остальные - это бабочки-однодневки, которые быстро появляются и так же пропадают. Крупной фирма считается, если имеет более 20 машин. Такие компании успели получить лицензию, и главная особенность их бизнеса - повышенное внимание к качеству услуг. Как правило, такие «гиганты» не нуждаются в широкой рекламе. Активно рекламируют себя фирмы-малыши, только вышедшие на рынок таксомоторных услуг. Чаще всего они делают ставку на низкие цены: демпинговать получается за счет регистрации автомобилей на имя бизнесмена, выдачи зарплаты в конвертах или подделки путевых листов. Бывает, что такси вообще не зарегистрировано как ИП, а яркое название уже активно рекламируется в СМИ. Эти компании если и имеют собственный автопарк, то работают по принципу аренды автомобиля у водителя: последний отдает определенную сумму компании. Цена зеленоглазых Прибыльность бизнеса легковых такси падает с каждым годом, признаются предприниматели. Одна из причин - жесткая ценовая конкуренция. Так, по результатам сравнения стоимость поездки в различных компаниях отличается в пределах 10 рублей. При этом практически все таксисты ввели систему скидок по количеству поездок и для определенных групп клиентов. В результате некоторые маршруты вовсе не приносят компаниям прибыли. - В других городах цена на услуги такси состоит из двух частей: стоимость подачи такси и цена за каждый километр пути. Но в Благовещенске сложился «перекос» цен: за проезд в центре города, даже за два квартала, берут 50 - 60 рублей, а из центра в микрорайон - около 80. Хотя расстояния сильно отличаются. Поездки из города в микрорайон - на грани рентабельности для таксистов, - считает Дмитрий Савенков. Большая часть стоимости проезда складывается из заработной платы и расходов на топливо. Хотя предприниматели несут и другие затраты: ремонт, техническое обслуживание автомобиля, автомойка. Помимо этого, неизменным атрибутом таксистов остается рация. Новое устройство стоит от 15 тысяч рублей, старую рацию можно купить в три раза дешевле. Помимо этого, крупные фирмы платят около 15 тысяч рублей в месяц за аренду радиочастоты, остальные бесплатно пользуются любительской. Но для легального бизнеса недостаточно просто снять маленький офис, посадить диспетчера на телефон, дать рекламу и ждать заказов. Если фирма назвалась диспетчерской, то все привлеченные водители должны иметь статус предпринимателя без образования юридического лица и платить налоги. Еще более затратное дело - создание собственного автопарка. В этом вопросе благовещенские предприниматели идут двумя путями: закупают машины повышенной комфортности (например, «Волга», Crown Comfort) либо выбирают транспорт, исходя из дешевизны в обслуживании (Toyota Platz, Corolla, Carina). И, наконец, для честной игры участникам рынка легковых перевозок необходимо иметь в штате или заключить договор на обслуживание с врачом и механиком, что также увеличивает расходы. В результате установить низкие цены на проезд бизнесменам удается либо за счет несоблюдения некоторых правил, либо за счет максимального «покрытия» города. Второй вариант предполагает, что у компании в каждом районе города есть автомобиль, который проделывает минимальный путь для выполнения заказа с наименьшими затратами времени и топлива. Кто в ответе за удовольствие пассажира Первыми «встречают» клиента в такси диспетчеры. Во всех фирмах к ним предъявляют схожие требования: приятный голос, вежливость, находчивость и хорошая память. - Я за два дня освоила работу диспетчера, хотя обычно практиковаться дают недели две. За это время нужно освоить программу, выучить карту города, все места развлечений и возможные подъезды к домам, - поделилась Ольга, диспетчер одного из такси. Таксисты организуют работу диспетчерской двумя путями: либо через специальные программы, либо с помощью карты и листа бумаги на столе. При этом независимо от технического обеспечения стандарты работы диспетчера везде одинаковы: время принятия звонка - не более 10 секунд. В зависимости от размеров компании в одну смену работают от 1 до 3 диспетчеров. На каждого приходится около 120 звонков за сутки. При этом система оплаты в каждом такси также своя: например, 300 рублей за сутки и три рубля за каждый принятый звонок. Как правило, должность диспетчеров в амурском такси занимают студентки, совмещающие работу «сутки через двое» с учебой. Надолго на этом ответственном месте девушки не задерживаются. Однако настоящая проблема для владельцев такси - водители. - Самый больной вопрос - кадровый. Идет очень большая текучка водителей: люди очень недисциплинированны. За халатное отношение к машине или несдачу плана увольняем, - говорит исполнительный директор «Royal такси» Сергей Кижапкин. При приеме на работу в одной благовещенской фирме, занимающейся перевозками пассажиров, даже устраивают экзамен для водителя: принимают зачет по правилам дорожного движения и вождения, проводят медицинский осмотр. Для крупных фирм немаловажен уровень профессиональной подготовки шофера: они требуют водительское удостоверение не ниже третьего класса и специальное образование. Хотя в большинстве компаний доверяют возить пассажиров и человеку с любительской категорией «Б». Зачастую нет жестких требований и к стажу водителя - пока главным требованием остается отсутствие вредных привычек. По закону каждый водитель такси обязан проходить перед рейсом и после него медосмотр. Но, к сожалению, эта норма в большинстве случаев сводится к личному досмотру директором на предмет вменяемости и опрятности водителя. В погоне за хорошей оплатой таксисты идут и на другое нарушение - забывают о требовании, предъявляемом к водителям, осуществляющим легковые перевозки: рабочий день не должен превышать 12 часов. - У нас водители вынуждены работать нелегально все 24 часа. Дело в том, что иначе один за день заработает 100 рублей, а другой за ночь - 900. Никто из водителей не хочет терять прибыль и простаивать днем, - говорит один из диспетчеров. Водители такси зарабатывают за месяц от 10 тысяч рублей. Оплата труда в каждой компании определяется индивидуально. - Договор с диспетчерской был такой: я отдаю в сутки 25% от заработанного и 100 рублей за аренду рации. Хотя часть заработка удавалось скрывать за счет «подсадок», о которых диспетчер не знал. Каждому водителю известны такие хитрости, - поделился бывший водитель такси Игорь. Бомбы на дорогах Помимо внутренних проблем, у каждого легального такси есть свой враг - «серая» стихия. Это фирмы-однодневки и частные извозчики, так называемые бомбилы. Они не платят налоги, занижают расценки и дискредитируют отрасль в целом. - Нам фирмы-однодневки и частники доставляют больше психологических, а не экономических проблем. Они портят репутацию таксистов - из-за них в городе сложилось негативное отношение людей к этому бизнесу, - говорит представитель «Фаэтона». Способствуют процветанию серого бизнеса и сами жители Приамурья, выбирающие безымянные такси. Тем более что найти бомбил не составит труда - в каждом районе есть признанные места их стоянок. И это еще одна проблема для перевозчиков. - Сегодня идет война за территорию в Благовещенске. То есть ряд такси, в том числе и частники, отвоевали свое место. Например, на «Пассаже» своя точка у одного такси, и другие автомобили там не могут останавливаться. Когда «воюют за грядку», доходит и до драк, и до битья машин, - рассказал «АП» один из владельцев такси. Наиболее выгодных мест для стоянки такси, по-другому - «грядок», в Благовещенске несколько: у торговых центров «Элегант», «Харбо», развлекательного центра «Пассаж», у стоматологии по улице Дьяченко. Кроме того, «хлебными» местами для такси остаются все игорные и развлекательные заведения города, а также стоянки у остановок маршрутных автобусов. Минусами бизнеса владельцы такси считают плохое состояние дорог, нежелание страховых компаний регистрировать такси и постоянно растущие цены на бензин. Однако главной бомбой на дороге осталось, по мнению таксистов, отсутствие законодательного регулирования этой сферы. Правила для движения Поворотным моментом для компаний стало первое июля прошлого года, когда вступил в силу федеральный закон, отменивший лицензирование в сфере легковых таксомоторов. - До этого мы лицензировали, контролировали, наказывали. Сегодня нет как такового контроля за легковыми такси, нет наказания за нарушение правил перевозки, - говорит Денис Будкин, главный инспектор Управления государственного автодорожного надзора по Амурской области. На сегодняшний день у контролирующих органов возможность отслеживать этот бизнес сведена к минимуму. По словам главного инспектора, специальные рейды по легковым такси проводятся очень редко. Тем не менее соблюдение законодательства по безопасности перевозок в такси никто не отменял. Права пассажиров и обязанности таксистов закреплены в приказах №176 и №200, принятых еще Минавтотрансом РСФСР в прошлом столетии. В действующей редакции этих приказов говорится, например, что курение и открытие окон в такси разрешается только при обоюдном согласии пассажиров и шофера. Эти же документы регулируют и такую норму: при заказе автомобиля по телефону пассажиру должны сообщить номер направляемого таксомотора и ориентировочную стоимость подачи. Простой такси в ожидании пассажира, в том числе и по его требованию, разрешается не более 30 минут. Стандарты обслуживания водителями пассажиров, принятые еще в советские времена, продолжают действовать и сегодня. Например, нарушением культуры обслуживания считается обсчет и завышение стоимости проезда, а также подсадка пассажиров. По словам Дениса Будкина, даже после отмены лицензирования остались следующие законодательные требования к легковым такси. Прежде чем выйти на линию, водитель обязан получить медицинское заключение о самочувствии, машина должна пройти предрейсовый техосмотр. Руководитель фирмы обязан провести инструктаж. И только после этого водителю выдают и путевой лист, с которым он может выполнять услуги по перевозке. Кстати, каждый пассажир имеет право посмотреть путевой лист таксиста. Хотя некоторые компании не соблюдают даже эти несложные правила. Осмотр автомобиля проводят зачастую сами шоферы, а договор с автосервисом существует только на бумаге. Как рассказали нам в одном такси, из-за усилившегося контроля со стороны ГАИ в большинстве компаний Благовещенска только недавно было принято решение все-таки проводить предрейсовый медосмотр водителей. После отмены лицензирования с инициативой остановить беспредел в этом бизнесе выступили и надзорные органы, и крупные компании. В ближайшее время будут приняты правила движения для такси, работающих в Приамурье. Для учета пожеланий бизнесменов при разработке документа даже создали некоммерческую организацию «Амурское такси». - В связи с тем, что отменили федеральное лицензирование, по нашему предложению заканчивается разработка проекта постановления губернатора об организации перевозок легковыми такси на территории области, - делится планами Денис Будкин. - Если принятый областной закон касался в основном только автобусных перевозок, то постановление даст основы организации деятельности такси. Будет определен порядок регистрации, постановки на учет, места стоянки такси. - Если отношения будут законодательно урегулированы, то и нам будет легче работать, и пассажиры смогут предъявить претензию к качеству обслуживания, - согласны с властями представители ТАКСИчного бизнеса.