Леонид, максимальный срок, который ты не смотрел телевизор. Не испытывал дискомфорта?

— Пожалуй, несколько месяцев. Дискомфорта не испытывал: хороших новостей там все равно не бывает, о выходе нужной программы надо знать и помнить, а потом еще не уснуть на рекламе. Прогресс не стоит на месте, сейчас стало возможным скачивать из Интернета нужные телепередачи и смотреть их, когда это удобно. Так, в дороге я всегда смотрю передачи BBC, National Geographic, Discovery и даже сериалы (последним, например, был «Prison Break» телекомпании Fox).

 Некоторое время ты живешь в Благовещенске: какие программы или фильмы успел посмотреть? Что увидел интересного?

— Утром телевизор помогает мне проснуться, вечером заснуть. В обоих случаях я нахожусь в состоянии полудремы и поэтому не могу дать адекватную оценку. Однажды наткнулся на реалити-шоу «Дом-2» и минут пятнадцать его смотрел. Все это время участники, перебивая друг друга, разбирались в правилах телешоу. Один даже отметил, что уже два года пытается в них разобраться. Из местных телепродуктов традиционно не удается избежать злорадствующих хроник происшествий. Кстати, не могу вспомнить ни одной аналогичной программы на европейских каналах.

— Ты подолгу бывал во многих странах. Уровень развития телевидения, его тенденции характеризуют уровень развития страны?

—Я бы сказал, характеризует вектор развития. В Китае это пышные декорации на пустых сюжетах; в арабских странах — копирование западной культуры, конфликтующее с устоявшимися традициями и т. д. Европа в этом плане однообразна. Выделил бы разве что оформление французского TV5, от просмотра которого всегда получаю глубокое эстетическое удовольствие.

— Отношение к современному кинематографу.

— Прекрасное. Стараюсь смотреть все последние работы любимых режиссеров. Частенько просматриваю фильмы из программ кинофестивалей, чтобы открыть для себя новых. Этим летом на Шанхайском кинофестивале пересмотрел около 60 картин режиссеров со всего мира. С некоторых показов просто уходил — было много откровенно слабых работ. Единственный, который мне запомнился, — «Четыре минуты». Это дебют немецкого режиссера Криса Крауса, который стал победителем фестиваля. Последний отечественный фильм, поразивший своей гипертрофированной версией реальности, — картина «4» Ильи Хржановского. Нередко пересматриваю классику. Тут стоит пояснить. Мне повезло вырасти в информационно изолированном городе — Зее. Поэтому право формировать культурный фон осталось за мной. «Моя» классика — это и «Пролетая над гнездом кукушки» Милоша Формана, и «Война и мир» Бондарчука-старшего одновременно.

— Твои критерии хорошего фильма.

— Главный критерий — конечно, сюжет. Нравятся драмы, особенно снятые на основе реальных событий или по хорошей книге, биографические фильмы. Как фотографу, мне важна картинка: композиция кадра, свет и цвет. Нравятся фильмы, говорящие на языке аллегорий, небуквальные. Например, «Догвилль» Ларса фон Триера.

— Что посоветуешь посмотреть нашим читателям?

— «Тихий дон» на Первом канале.