И так происходило в Пояркове и Екатеринославке, в селе Коврижка Константиновского района, в областной научной библиотеке — везде, где выступали с концертами Людмила Иванова и ее муж знаменитый бард Валерий Миляев. Очень немногие артисты соглашаются выступать перед заключенными, а Иванова дала концерт в мужской колонии на пятой стройке, и лица ребят озаряли улыбки.

Ее любят за подлинность

В послужном списке актрисы более 70 ролей в кино. Большинство из них — второго плана. Парадокс! Всенародно любимая актриса снялась лишь в нескольких крупных ролях: «Учитель пения», «Помни имя свое», «Служебный роман», «Самая обаятельная и привлекательная». Но всегда ли количество определяет степень таланта и что еще важнее — зрительской любви? В Людмиле Ивановой удивительно сочетаются чувство собственного достоинства и отсутствие амбиций. Она несет на экран подлинную доброту, истинную доброжелательность, непридуманную искренность.

Люди любят ее за подлинность. Она не играет, а талантливо живет. В обстановке последних лет, в мире «сфабрикованных звезд» она сияет очень ярко. И ничего не делала для того, чтобы стать «звездой», но стала ею, потому что любит свою профессию и безмерно талантлива. «Она такая, как мы», — говорят о ней люди. И они правы. Ее «не раскручивали» журналисты, придумывая байки и небылицы для разогрева интереса. Народ выбрал ее в «звезды» без всяких журналистских выдумок и скандалов.

Людмила Иванова больше, чем просто хорошая талантливая актриса. Сродни ей такие личности, как Шукшин, Ефремов, Высоцкий, которых ничего не волновало так, как самая немодная сегодня тема — жизнь простых людей. Иванова всю жизнь играет эту тему. Ее простонародные героини доступны, понятны и возвышенны. Она народная актриса и народная любимица. Народу вовсе не надо, чтобы она щеголяла в модных туалетах, ездила на «Мерседесах» и бесконечно «перетягивала» себе лицо. Нет, такой бы ее не полюбили. А ее понимают и любят и интеллектуалы, и простой народ.

Она не делает для себя различий: вот так на экране, а так — в жизни. В жизни Иванова всегда добра и бесхитростна. Только Иванова могла создать в кино и театре череду своих неповторяющихся героинь — простых, как белый свет, в котором они существуют, но таких же правдиво реальных.

О Джульетте не мечтала

Я безмерно счастлив, что во время фестиваля имел возможность часто встречаться с этой прекрасной актрисой и человеком, выезжать с ней на встречи со зрителями, слушать ее рассказы о себе и о других.

— Я окончила Школу-студию МХАТ и работаю с 1957 года, почти со дня основания, в театре «Современник». В 60 — 70-е годы это был лучший театр Москвы. Конечно, театр меняется. Многие мои товарищи ушли, пришли молодые. Но все эти годы я неизменно люблю свой театр — играю ли новые роли или только жду их (иногда очень подолгу!). 13 лет я работала под руководством Олега Ефремова — создателя нового театра, новой школы. Олег — гениальный человек, лидер. Работать с такими личностями очень трудно. Ефремов воспитывал актеров с гражданской позицией. К нам в театр приходили интересные поэты, писатели, ученые. Евтушенко, Вознесенский, Бродский, Галич, Солженицын. Уже много лет «Современник» существует под руководством Галины Волчек. Многие пророчили гибель театру, особенно после ухода Олега Ефремова. Покинули нас многие прекрасные актеры, начинавшие театр. Но театр жив! Это прекрасная группа! Снова театр полон, спрашивают лишние билеты.

Я люблю своих коллег. В «Современнике» очень здоровая атмосфера, без интриг, «подсиживания», сплетен. Так повелось со времени строительства театра, так продолжается и сейчас. Конечно, бывало, что долгое время не получала новых ролей, а если получала, то совсем не то, что хотела. Но у меня упорный характер, меня трудно сломать.

И все-таки я считаю, что моя театральная судьба была счастливой. Раньше каждый год у меня была новая роль. Роли были не главные, но Олег Ефремов научил меня относиться к ним как к главным, нужным. Я все роли очень любила, придумывала своим героиням биографию, судьбу. Когда ушел Ефремов, мне посчастливилось играть во всех основных спектаклях Галины Волчек. Я понимала, что она от меня хочет, и выполняла это. Были ли обиды? Конечно, были. Но Бог наградил меня счастливым характером, я быстро обиды забываю. Помню, вроде обижалась, а на что? И прощать умею. Многому меня еще в детстве научили бабушка и папа. В своих бедах виню себя.

Не мечтала играть Джульетту, Анну Каренину. Я думаю, артист должен работать на «своей территории». Добрая Шура Не все, что снимается в кино, выходит на экран, многое вырезается по различным причинам. В моем любимом фильме «Служебный роман» вырезали главную для меня сцену. Помните, я хороню своего сотрудника Бубликова, а он оказался живой. Было продолжение: я бегу по всему институту, Бубликов за мной, влетаю в актовый зал, кричу: «Спрячьте меня, спрячьте! Я не виновата, все перепутали в больнице. Умер однофамилец, а позвонили нам. А мне что теперь делать? Я венок купила, оркестр заказала, я сама бы померла, но все равно венок не подходит: фамилия на ленте другая. Вот он! Спрячьте!» Бубликов — Петр Щербаков — идет на меня с кулаками, и я вдруг закричала: «Товарищи! Да здравствует живой товарищ Бубликов! Ура!» Щербаков растерялся, начал кланяться: «Спасибо, товарищи, спасибо за все». Эту сцену вырезали: было отснято много материала, на три серии, а комедий в трех сериях не бывает.

Шура осталась моей любимой ролью. При всей ее обыкновенности в ней есть желание служения добру, идея высокого служения людям. Прошло уже много лет после выхода «Служебного романа», но до сих пор на улице подходят люди и говорят: «У нас точно такая деятельница на работе». Это лучшая похвала. А когда я приехала в Харбин, за мной толпами бежали китаянки и кричали на ломаном русском: «К нам Шура приехала, Шура».

Конечно, сейчас я снимаюсь мало. Но все же снимаюсь. Лет пять назад Владимир Меньшов предложил мне роль в картине «Зависть богов». Я играла свекровь главной героини. Маленькую роль французского летчика сыграл Жерар Депардье. Это мой любимый актер. Я счастлива, что в фильме есть наша совместная сцена.

Дом — ее крепость

Я никогда не жила легко. И дом всегда спасал меня. Дом — моя радость, мое убежище, мое спасение. Мой дом всегда открыт для гостей. В годы расцвета бардовской песни у меня всегда собиралось много народу, пели песни по очереди, по кругу! Моего мужа часто спрашивают, как он выдерживает столько гостей в доме. Во-первых, это и его друзья, а во-вторых, он и сам бард. Он совсем лишен эгоизма. Вообще настоящий интеллигент в широком смысле этого слова. Он академик, доктор физико-математических наук. Когда его назначили директором Института физики в городе Тарусе, он начал думать, что бы сделать для города, и решил восстановить дом, где в детстве жила Марина Цветаева. Институт взял его на баланс, сделали ремонт, и там открылся Музей семьи Цветаевых.

Мы вместе 43 года. Когда мы с ним познакомились, он уже был известным бардом и одним из авторов знаменитой студенческой оперы «Архимед», которая выдержала испытание временем и сейчас еще играется. Мой старший сын Иван с детства увлекался живописью, рисовал. Друг нашей семьи Анна Герман когда-то увезла его картину в Польшу. Сегодня Иван — заслуженный художник России, участник многих выставок. Саша, мой младший сын, сказал однажды дорогие для меня слова: «Мама, как хорошо, что я родился в нашей семье». Он по образованию психолог. Мне кажется, что талантлив в своей области, увлечен музыкой.

С 1990 года я художественный руководитель детского музыкального театра «Экспромт». Это мое любимое дитя. Театр наш маленький, всего 90 мест в зале, но в этом есть и своя прелесть: все происходит так близко, что каждый зритель чувствует себя участником действия. У нас играет небольшой оркестр. Живая музыка, а не запись — большая редкость теперь. В труппе 20 артистов. Главный художник, мой сын Иван Миляев, делает оригинальные декорации, а композитор Виктор Фридман пишет музыку к спектаклям.

Сегодня, когда дети видят по телевизору одни страшилки и боевики, я хочу пригласить их в наш театр и познакомить с русскими народными сказками и сказками народов мира, ведь это самое ценное, что накопило человечество за свою историю.

Второй раз я приезжаю на «Амурскую осень». К Благовещенску я отношусь необычно. Город очень гостеприимный. Люди так ждут, так хотят праздника искусства. Находясь на открытии форума, на стадионе я сочинила песню «Амурские волны». Когда вернусь в Москву, я обязательно ее запишу на радио.

Амурские волны,

Загадочный вальс,

Ты с детства волнуешь

И радуешь нас.

Мы знаем, где волны Амура бегут,

Российские люди

Страну берегут.