Такова миссия Октябрьского района, она определена в стратегии развития территории, которую сегодня создает специальная рабочая группа. В документе прописаны основные направления деятельности районных властей, цель которых - воплощение сформулированной миссии в жизнь. Администрация Октябрьского района одной из первых в области приступила к созданию стратегии развития собственной территории. Совместно с рабочей группой, в которую вошли чиновники, депутаты и местные предприниматели, ее разрабатывают консультанты Центра содействия внешней торговле и инвестициям «Прогноз». Работа осуществляется в рамках грантового проекта «Содействие администрациям районов и городов Амурской области по созданию рабочих групп для разработки стратегии социально-экономического развития». Партнерами в его реализации являются департамент экономического развития и внешних связей обладминистрации, а также Американо-российский центр Университета Аляска-Анкоридж (США). - Работу начали с проведения СВОТ-анализа - выявления сильных и слабых сторон территории, - рассказал «АП» президент Центра содействия внешней торговле и инвестициям «Прогноз» Андрей Конюшок. - Для этого обобщили всю ранее собранную информацию: инвестиционные программы, паспорта района, имеющиеся данные по предприятиям, с учетом планов их развития. На основе этой работы и родился проект стратегии - документ, в котором с учетом особенностей отражены первоочередные направления деятельности. Они вырисовываются из того, что уже есть в районе. Потому что насаждение сверху каких-то мероприятий - путь неконструктивный. Людям это может оказаться чуждо. Ну а миссия - то, к чему нужно стремиться в идеале в интересах определенной сплоченной группы населения, имеющей исторические, родственные, экономические связи между собой и проживающей на одной территории. Конкретно для Октябрьского района разработчики документа на период с 2007 по 2017 годы предложили 10 стратегических направлений развития. Под цифрой один в стратегии значится создание семи территориальных районных производственных комплексов - ТРПК, работающих на принципах внутрирайонной кооперации, как сельскохозяйственные холдинги. Разделение района на ТРПК предлагается провести с учетом территориального расположения сел, численности населения, наличия предприятий, дорог и даже с учетом типа сельскохозяйственных угодий. Есть в документе и рекомендации по развитию в таких территориальных комплексах определенного бизнеса или вида деятельности. Например, в ТРПК, объединенном вокруг села Борисоглебка (Трудовой, Заозерный, Ильиновка, Увальный), рекомендовано обратить внимание на овощеводство, тепличное хозяйство, хранение и переработку овощей. А с учетом близости к трассе «Амур» здесь возможно строительство мотеля, АЗС, кафе. Обслуживание автодороги «Амур» может стать источником налоговых поступлений и для ТРПК с центром в Романовке (вокруг - Борисово, Прибрежный, Короли, Смелое, Георгиевка, Ясная Поляна, Беляковка). Здесь же, наряду с животноводством, есть перспективы создания зон отдыха на озере Песчаном. Жителям других комплексов рекомендовано подумать о развитии молочного животноводства, овцеводства, разведении коз, заготовках дикоросов - с учетом особенностей той или иной территории. - На базе поддержки крестьянских хозяйств мы предлагаем развивать и укреплять потребкооперацию, - продолжает Андрей Алексеевич. - Только тогда маленькие товарные потоки, сливаясь ручейками, создадут сырьевую базу для более крупных перерабатывающих предприятий. В начале реализации национального проекта в сельском хозяйстве основательно взялись за животноводство. Кооперация как-то не звучала. А сегодня становится ясно, что без этого происходит обрыв производственной цепочки: на подворьях произвели продукцию (молоко, овощи), а проблемы сбыта не решены. Именно поэтому другим стратегическим направлением разработчики выбрали развитие межрайонной интеграции и кооперации. Они также рекомендовали проработать создание в районе крупного предприятия в сфере потребительской кооперации и пунктов приема и первичной переработки сельхозпродукции, торговых баз. В числе стратегических направлений записаны также развитие предпринимательского сектора экономики во всех сферах и домашних подворий, что, по большому счету, в обстоятельствах, когда муниципалитеты озадачены увеличением доходов бюджета, звучит не очень оригинально. А вот предложения по маркетингу района в целях создания его инвестиционной привлекательности приходилось слышать нечасто. Как, впрочем, и такое направление, как лоббирование интересов агропредприятий для участия в национальных проектах по развитию АПК Амурской области. По этому поводу в документе говорится, что в ходе реализации нацпроекта появились проявления протекционизма, поэтому развитие цивилизованного лоббирования является важным направлением для реализации стратегии. К нестандартным рекомендациям можно отнести и подготовку кадров для работы в условиях рыночной экономики, а также создание сервисных зон вокруг рабочих поселков и военных гарнизонов, областных и федеральной автодорог. Одним словом, жителям района рекомендуют осваивать рыночный опыт, расширять сферы деятельности. - Например, на всем Дальнем Востоке России почти нет производителей козьего и овечьего сыра. А это основа блюд многих национальных кухонь, ценный и полезный продукт, - продолжает А. Конюшок. - У нас только некоторые частные подворья выращивают коз. И это не является предметом интереса власти. Обратите внимание, что в южных районах области почти нет сельхозпредприятий, выращивающих картофель. В Октябрьском, Завитинском районах его производят только в частных подворьях. Хотя в Хабаровском крае этой культурой занимаются и крупные хозяйства, и все равно есть спрос на амурский картофель. В Октябрьском районе к предложенной стратегии отнеслись с интересом. И хотя некоторые положения документа, по мнению заместителя главы администрации Александра Колмакова, вызовут дискуссию, в целом нетрадиционный взгляд весьма полезен. Уже сегодня ясно, что наряду с аграрной отраслью, традиционной для района, необходимо развивать сферу услуг, а также переработку. Но здесь свое слово должен сказать бизнес - руководители предприятий, частные предприниматели. Во всяком случае, создатели стратегии надеются, что обсуждение представленного документа в районе будет активным и неформальным.