Заработок мозгами

- Игорь Геннадьевич, вы себя считаете успешным человеком?

- Как говорится, я занимаюсь любимым делом и еще за это деньги получаю. То есть, наверное, успешность в этом, да? Хорошо, когда и удовольствие, и деньги получаются в одном месте, это правда.

- А успешный человек и успешный бизнесмен — это одно и то же?

- Нет, конечно. По природе своей заниматься бизнесом могут только 5 — 8 процентов людей на Земле — они могут идти на авантюру под названием бизнес. Успешных людей гораздо больше, чем успешных бизнесменов. Хотя успешность зависит от того, как сам человек это воспринимает. Можно иметь все, и быть при этом грустным и скучным. Недавно я для себя соединил теорию Льва Гумилева о пассионарности с бизнесом, и получилось весьма складно. Предприниматели — это в чистом виде пассионарии, т. е. люди, энергии которых хватает на большее, чем простое воспроизводство и поддержание жизни. Им обязательно нужно ее выплескивать — в политику, бизнес, искусство... Вот эти люди и есть успешные, потому что они все равно рано или поздно добиваются успеха.

- С 1991 года вы были ведущим новостей, директором муниципального канала «Город», занимали должность пресс-секретаря мэра. А в 2001 году основали частный телеканал. Легко было прийти к такому решению?

- Было бы странно, если бы эта идея не пришла в голову. Абсолютное большинство людей хотят работать на себя. Поэтому в 2001 году произошел просто переход из одного качества в другое. Естественно, и компания была образована до этого, и лицензия была заранее получена. Единственное, о чем я жалею, что не сделал этого раньше. Бизнесом как таковым я занялся уже после 30. А до этого мне прошлось поработать журналистом, ведущим, чиновником, вместо того чтобы сразу заниматься реализацией своих идей и работать на себя.

- Вам кто-то помогал при создании телекомпании?

- Нужно было просто придумать хорошую схему, под которую давали бы деньги. У меня своих денег не было, Китаем я не занимался — так делали многие в Благовещенске в начале 90-х, а я этот этап пропустил. Мне нужно было зарабатывать первоначальный капитал как-то по-другому. Были выборы губернаторские на носу, и, что там скрывать, я воспользовался этой ситуацией для того, чтобы получить деньги на развитие двух телекомпаний: и «25-го канала», и «Альфа-канала». При этом мне пришлось поделиться частью процентов с инвесторами. В итоге с одним каналом мне пришлось фактически расстаться (с «25-м каналом»), но я оставил контроль над «Альфой». Нюхать периметр и держать удар

- Игорь Геннадьевич, как строите рабочий день, чтобы успешно управлять всеми проектами?

- Командиры, как нас учили в армии, должны уметь три вещи: постановка задачи, контроль исполнения и внесение корректив. Вот и все, если действовать совсем просто. Я думаю, все регулярное управление внутри компании в принципе заключается в расстановке кадров и планерках. В одно утро у меня планерка на одном предприятии, в другое — на другом. Если предприятие нормально работает и не требует серьезного вмешательства, заместители работают автономно, то достаточно одной планерки в неделю плюс решение оперативных вопросов. Мне нравится одна фраза, которую я услышал в Америке: «Генеральный директор должен делать в компании только одну вещь — нюхать периметр». То есть ему не надо детально залазить внутрь, для этого есть средние менеджеры. Он обеспечивает существование предприятия и его конкурентоспособность во внешней среде. Еще одно назначение генерального директора — держать удар. Это уже по-русски. Все остальное могут делать другие люди. Кстати, удары имеют важнейшее развивающее значение, ибо еще одна мудрость гласит: «Всякое развитие начинается после пинка в зад». Грубо, но верно.

- Но для этого нужно быть уверенным, что и внутри предприятия все идет хорошо?

- Да, для этого генеральный директор должен «принюхиваться» и к тому, что «внутри», и соотносить с тем, что снаружи, чтобы предвидеть удары и перспективы.

— Это предвидение вы развивали в себе или это врожденное?

— Предвидение есть у тех 5 — 8% людей, которые могут стать предпринимателями. Это на уровне интуиции. Я абсолютно неправильный какой-то менеджер. Когда я прослушивал какие-то курсы (а я учился в Москве в Академии народного хозяйства и в АмГУ), я взял оттуда очень мало по сравнению с тем, сколько времени потратил. И, кроме использования собственного опыта, я почитываю кое-какие книжки, особенно из серии «Стокгольмская школа бизнеса». Мне нравится бизнес в стиле фанки: от английского «фани» — смешной и «манки» — обезьяна. Бизнес в стиле веселой обезьяны мне подходит, потому как я сам обезьяна по гороскопу. Бизнес, как игра — гибко, легко и весело. А в таком креативном бизнесе, как медиа, просто нельзя отставать. Я не могу позволить себе не быть современным и гибким, потому что у меня сотрудникам по 20 — 27 лет, и они все неглупые, продвинутые ребята.

Про выпечку хлеба

- Вы говорили в 2001 году в интервью газете «Известия», что человек, работая в маленьком городе в местной телекомпании, неизбежно сталкивается с профессиональным потолком. Как вы решаете эту проблему?

- Эта проблема малоразрешимая. Но я пытаюсь решать ее так. Есть «горизонтальные переходы»: человек работал в новостях, я вижу что он «перерос» и ему неинтересно, я выслушиваю его пожелания или предлагаю свое решение. Так, например, был создан отдел интернет-проектов. Человек, который вырос из новостей, с интересом взялся за эту работу. Это как один из примеров.

- А как вы для себя решили проблему профессионального роста?

- Последние 2 — 3 года появились новые направления — «Авторадио» и наружная реклама. При занятии новым делом объективно меньше внимания уделяется телевидению. Вот такая у меня счастливая ситуация, когда я могу заниматься тем, что увлекает меня сильнее в этот момент времени. Очень хорошо, что при этом я могу временно оставить более традиционные вещи, как телевидение, например, на команду. Потому что я придерживаюсь еще одного правила: мне все равно, чем заниматься, мне не все равно — с кем. Хоть нефть добывать, хоть частную клинику строить. У меня такая команда сформирована, к счастью.

- И куда с такой командой дальше планируете двигаться?

- Пока медиа, конечно. Но есть разведка и в других направлениях. Вот недавно сельскую пекарню купили. Просто посмотреть, что это за бизнес, плюс через это заглянуть, что происходит на селе. Старый бизнес продолжаем. Сейчас развиваем сеть «Авторадио» по области. Уже смонтировали аппаратуру в Белогорске, ждем документов из Москвы. На очереди Сковородино. Будем запускать «Авторадио» во всех крупных населенных пунктах. В Благовещенске в следующем году запустим еще одну радиостанцию — «Лаврадио».

Принципиальная позиция

- Вы являетесь депутатом областного Совета. А что там имеет значение? Там тоже фанки-стиль?

- Нет, там не так весело, как в бизнесе. Когда я в 27 лет избирался в городскую Думу, у меня было огромное патриотическое, без пафоса, стремление сделать лучше жизнь города. Я даже баллотировался тогда на должность председателя! Вот авантюризм был! Пролетел, конечно, и слава богу. Но когда я столкнулся с ежедневной работой, я понял, что это всего лишь один из 15 голосов, и в этой зыбкой ситуации нужна какая-то опора. Я нашел ее в принципиальной позиции по ключевым пунктам. И уже на следующих выборах в областной Совет я не давал обещаний людям, но разъяснял свое мнение по тому или иному вопросу. Вот достраивать «Бастилию» или не достраивать? Достраивать! Если кто считает, что деньги воруются, давайте ловите, докажите. Из-за опасения того, что кто-то ворует, мы не будем достраивать «Бастилию»?! Это вздор. Может, из-за этого за меня не голосовал кто-то. И вообще одна из грубейших ошибок политиков — очень сильное желание всем понравиться. И чем сильнее желание, тем меньше результат.

- Дальше будете продолжать свою работу депутата?

- Не уверен. Страна идет в сторону единоначалия и усиления исполнительной власти. Хорошо это или плохо? Может, и хорошо. Но позиции личные совершенно стираются партийностью. А от партии на выборы я даже и не думал идти. Если будут только партийные выборы в областной Совет, то 99%, что я не пойду. Потому, что после выхода из комсомола в 1988 году я ни в одну партию не вступал. И даже если предлагали в «Единую Россию» вступать, то как вы себе это представляете? Директор частной телекомпании и «Единая Россия»: какое будет доверие зрителя к телекомпании, руководитель которой член партии? А как я должен буду тогда «Простые вопросы» задавать? С оглядкой на политбюро, что ли? Нет, так не пойдет. Это только свяжет мне руки в профессиональной деятельности и помешает каналу быть объективным.

- Вот, кстати, об этом. «Альфа-канал» работает под лозунгом «Объективная реальность». Всегда удается следовать ему?

- Это не мне судить. Скажу только, что быть объективным экономически выгодно. Хотя в какие-то моменты на очень короткий период приходится думать не только о телекомпании. Например, прошлые выборы мэра Благовещенска. Эта была объективная реальность с точки зрения моих представлений о лучшей участи для нашего города. Назовем это так. Да, наверное, был небольшой крен в сторону одного кандидата. Но я считаю, что мы помогли сделать горожанам лучший выбор. Номер «один» и номер «два»

- Существует ли проблема несоответствия серьезных «Альфа-новостей» и канала «ТНТ», который делает ставку на реалити-шоу?

- Я согласен, проблема есть. Для этого мы выиграли конкурс на вещание на канале «Культура». Выиграли 15 месяцев назад. Но я не уверен, что и в следующем году мы запустим этот канал. Документы нам возвращались из Москвы четыре раза. Различные фирмы нам предлагают ускорить этот процесс за определенные деньги. Но до этого мы получали все лицензии без взяток. Очень не хочется начинать это делать.

— Сегодня зрители зачастую путают, местные новости какого канала они смотрят...

— Может быть. Это уже проблема промо и идентификации. Но нам-то самим не все равно, кто лучше сделает. Нам важно осознание, что мы номер «один». Можно еще быть номер «два», но номер «три» — уже не надо. Нужно заниматься тогда чем-то другим. Либо ты уходишь в отрыв, и тебя догоняют, либо ты догоняешь и имеешь шансы перегнать. А третьим быть уже не стоит. И для Благовещенска хорошо было бы иметь две телекомпании. Может быть и так: два частных канала и один государственный. Они были бы богаче и профессиональнее.