Динозавры и сапоги Рокоссовского Консервативные ценители живописи из Китая с удовольствием покупают оригинальные картины Дмитрия Демченко и Николая Савченко. Евгений Семенихин преподавал живопись в Харбине, сейчас работает в Хэйхэ. Николаю Карнабеде и Вадиму Кондратьеву жмут руки коллеги из Европы. Холлы областной администрации украшены пейзажами, написанными членами организации-юбиляра, половина памятников в Приамурье созданы по их же проектам. Ретроспекцию этих достижений раскрыл для «АП» председатель Вадим Кондратьев. - Амурский союз художников с самого начала отличался от своих собратьев на всем Дальнем Востоке. Все мы приехали в Благовещенск из разных городов России: Хабаровска, Владивостока, Харькова, Москвы. У нас были разные профессиональные цели, взгляды на творчество, каждый принес свою школу, свой стиль. И это дало толчок для экспериментов и дискуссий. Первые же выставки показали, насколько мы разноплановый коллектив. Графика, живопись, керамика, гипс - все это представлялось в широком объеме и на высоком уровне. Креативный коктейль был «смешан» в конце 70-х годов. В Приамурье приехала группа молодых художников из восьми человек. До этого в области уже существовал союз, но в него входило около 10 членов, и малочисленную организацию могли приписать к Хабаровску или Чите. После вливания свежей крови стало понятно, что коллектив получился полноценный и яркий. В 1981 году он был официально зарегистрирован. Затем ежегодно принимали в творческие ряды по 2 - 3 новых участника. Причем география не ограничивается только областным центром, в прошлом году состав пополнился художниками из Зеи и Тынды. До сих пор трудится 86-летний Борис Горлач - самый опытный живописец на Дальнем Востоке. Попасть в ряд мастеров - все равно что пройти через несколько кругов, если не ада, то отбора, через своеобразное сито. Художник должен представить свои работы на выставках разного уровня, начиная от областной и заканчивая международной. В преддверии юбилея Николай Карнабеда вспомнил о том, как заработал свою «корочку». - Я приехал в Приамурье после окончания пензенского училища. И пару лет формовал памятники и бюсты, а заказов на скульптуру почти не было. Лепил, точил, резал для себя. Потом узнал, что в Москве намечена Всесоюзная выставка художников, пришел к директору мастерских и спросил, какие работы будут там от нашей области. Оказалось, что никаких. Тогда я решил самостоятельно отвезти несколько композиций в столицу. Но мне сказали: «Пока не отформуешь партизана с ружьем, никуда не отпустим». Всю ночь я работал, а утром с полным правом сел в самолет. Из трех работ на экспозицию приняли только одну - портрет помора из дуба. Но и это для начинающего демиурга со средним специальным образованием было большим достижением. Затем были республиканская и зональная выставки, где его бронзовые скульптуры приняли на ура. Коллеги по творческому цеху предложили Карнабеде подать документы на вступление в союз. 29-летний Николай получил новенькое удостоверение. - Эйфории тогда не почувствовал, - отмечает Николай Леонтьевич. - Мне сказали: «Это аванс, нужно еще работать». Работы я не боялся. Сейчас памятнику Рокоссовского, который я в свое время ваял, курсанты ДВВКУ по традиции чистят сапоги гуталином. Муравьев-Амурский - первый монумент большого размера, отлитый в нашей области. Вместе с ленинградскими специалистами делал композицию в сквере у «белого дома». Портреты, живопись, графика, скульптура - академические виды искусства, амурские художники освоили их досконально. Однако новые тенденции не чужды мэтрам кисти и карандаша. На заре рекламного бизнеса в области к председателю союза обратились производители молочной продукции - корова в комбинезоне, сидящая на лужайке на тетрапаках, его работа. Как и аппетитные фрукты на бутылках с газировкой. Скульптор Карнабеда вылил из металла и вылепил из гипса небольшие статуэтки знаменитого амурского динозавра Ванюши. Это модели для будущего палеонтологического музея и сувениры. Мерилин Монро вместо натюрмортов Российский союз художников скоро тоже отметит свой юбилей - 50 лет. В его состав входят 124 региональных отделения. В амурском сейчас - 36 человек. - Нас могло быть и больше, - отмечает Вадим Кондратьев. - Но года три назад несколько членов отделились и создали свой - творческий союз. Их поддерживает администрация, им выделяются площади под мастерские, у них есть интересные работы. Но один момент меня все-таки смущает. В эту организацию принимают почти всех желающих, заплати 500 рублей и вступай. А полтысячи - не критерий таланта. Получается, что идет подмена профессионального искусства самодеятельным. Моя задача, как председателя Союза художников, - не дать смешаться этим двум видам творчества, сохранить академичность. Не потерять ее и передать следующему поколению. Вадим Кондратьев не называл конкретных фамилий, которым собирается передать эстафетную палочку, но сказал, что талантами амурская земля небедна. Сейчас в АмГУ обучаются молодые дизайнеры, которые регулярно устраивают экспозиции как в стенах вуза, так и в выставочном зале. Благовещенцам запомнились их работы о естественности обнаженного тела, современные интерпретации исторических личностей - Гитлера и Мерилин Монро. Также нынешним летом прошла выставка рисунков китайских и амурских детей «Пусть всегда будет солнце». Культурные контакты в раннем возрасте со временем непременно принесут свои плоды, считают мастера. Близость границы не позволяет законсервироваться местным творцам в самих себе, помогают свежие впечатления, влияния иноземных школ. Для развития художественного начала у детей и подростков в Приамурье создана база, а вот чтобы перейти на профессиональный уровень, возможностей не так много. Педагогический колледж готовит учителей черчения и рисования, АмГУ - прикладников, однако этого мало. Оттачивать мастерство начинающие художники должны во Владивостоке или Хабаровске. Члены союза-юбиляра рассказали, что знакомство с творчеством соседних регионов - это еще один момент, который делает картины местных мастеров многогранными и оригинальными. Выделяется сахалинская, якутская школы живописи, в которых авторы нескольких поколений придерживаются одного стиля. В перспективу художники 25-летней организации смотрят с оптимизмом. Сейчас здание, которое они занимают, ремонтируется. Несмотря на то что коллектив находится на хозрасчете, ему удалось изыскать сумму на приведение рабочего места в порядок. Также Вадим Кондратьев помечтал, что было бы неплохо организовать региональную выставку художников хоть раз в Благовещенске, а не как много лет подряд - в Хабаровске. В краеведческом музее запланирован ремонт, после которого часть залов освободится, и там можно будет выставить полотна дальневосточных коллег.