Можно, конечно, не утруждая читателя, написать, что за год увеличение в среднем составило 48 процентов. Но не мне вам объяснять, как трудно поднимать запущенное за последние 15 лет сельское хозяйство, как дорог земледельцам малейший плюс хоть на поле, хоть в статистике. Потому давайте порадуемся вместе с ними этим победам: площади зерновых культур увеличены на 38 процентов, сои — на 23, по валовому сбору зерновых культур рост составил 80, сои — 52 процента. А ведь трудности (подорожание топлива, сельхозтехники, удобрений, нестабильные погодные условия) не обошли стороной Октябрьский район. Все это было.

Но было и другое: горячими аплодисментами встречали лучших руководителей сельхозпредприятий, бригадиров, механизаторов, собравшихся в районном ДК, чтобы подвести итоги. Конечно, им было приятно получать грамоты, денежные премии, знать, что их труд замечен и достойно оценен. Но более всего сердца согревала мысль, что этот успех не случаен, что их район год от года набирает обороты.

— Под будущие весенне-полевые работы уже подготовлено 30009 га паров и зяби, что на 47 процентов больше данных 2005 года, — рассказывает глава администрации Октябрьского района Анатолий Басистый. — В следующем году планируется засеять зерновыми культурами 14 тысяч га, соей — 21 тысячу. А к 2010- му мы должны выйти на рубеж 50 тысяч гектаров.

Земля и люди

Каждой весной пробуждается природа, а вместе с ней и наши надежды. Такова жизнь, которая немыслима без веры в лучшее. Именно это ничем не истребимое чувство движет многими земледельцами. Более того — даже теми, кто не связан напрямую с посевными или уборочными. Лет тридцать Владимир Абрамов водил машины. В армии возил генерала, на «гражданке» — руководителей хозяйства, что работало в его селе Мухинский. Восемь их было, хороших и не очень. Когда шесть лет назад снова стал вопрос, что дальше делать с деревней (очередное ТОО было на грани банкротства), девятым директором односельчане выбрали его, Владимира Марковича. И обыкновенный водитель справился со сверхзадачей: его колхоз «Колос» увеличил пахотный клин с 76 гектаров до 5200 (!) га, получив в этом году прибыль, превышающую 6 миллионов рублей.

Другой пример. Благовещенца Фому Смокина в село Заозерное привели обстоятельства. Тамошний председатель колхоза, впоследствии обанкротившегося, взял у него в долг крупную сумму и не смог вернуть.

— Я тогда, в 2001 году, сказал людям честно: или вы выберете меня, или пропадете. Я бы все равно свои миллионы забрал. Меня никто в селе не знал, но я работал и других увлек. На следующий год мы пустим уже 3 300 гектаров под сою, зерновые, гречиху. На тысячу га больше, чем сегодня. Когда обанкротились хозяйства в соседских селах Ильиновка и Увальном, многие со своими паями в наше ООО «Том» перешли. Так что работы прибавилось, да и коллектив за пять лет сложился. Одно плохо — техника старая. Но мы в свои силы верим.

— Еще одна судьба. Где только ни работал Владимир Вшивцев — в Узбекистане, Армении, Украине, Якутии, но с недавних пор осел в Октябрьском районе. Начинал с небольшого хозяйства, а сейчас на его ферме в Новомихайловке уже 200 свиней. «Мизер», — считает Владимир Николаевич. Когда знакомишься с планами этого предприимчивого человека, невольно соглашаешься.

— За январь — апрель хочу втрое увеличить поголовье. Есть где — отремонтировал ферму, которую взял у СПК «Троебратское». До осени голов до тысячи стадо доведу. Есть еще одна разуханьковская ферма — ни крыши, ни окон, ни дверей, но сделать кое-что можно. Думаю также приемом и переработкой молока заняться. С банком уже предварительно договорился, буду брать модуль прямо с конвейера. Это как гарантия возврата кредита. Оборудование, правда б/у, уже присмотрел для производства мясных и рыбных полуфабрикатов, всевозможных блинчиков. Мне одним свинарником хозяйство не вытянуть на должный уровень — несколько «паровозиков» нужно для этого. Чуть потеплеет, грибами займусь. Я в своей четырехкомнатной квартире в Ташкенте вешенки научился выращивать, когда СССР развалился. Получалось! И сам выжил, и родным помогал. Здесь тоже должно получиться — на бывшей инкубаторной станции подходящих комнатушек хватает...

С этим деловым человеком, который недавно единогласно избран руководителем ООО ИПС «Октябрьская», в районной администрации связывают свои надежды на возрождение переработки сельхозпродукции. И эти мечты небеспочвенны. В Октябрьском районе предпринимательством заняты более тысячи человек, успешно реализуется муниципальная программа поддержки и развития этого сектора экономики. И как результат — объем налоговых поступлений в бюджет района вырос на 136 процентов. Значит, есть кому последовать за Вшивцевым. Не вечно же одним хлебопечением да торговлей заниматься — пора и эту «целину» осваивать!

Последние из могикан

Переход на рыночную экономику больно ударил и по промышленному потенциалу Октябрьского района. Ликвидированы СПК «Панинский», «Восточный», «Южный», «Короли», хлебозавод, Агропромснаб, ремонтно-транспортное предприятие... Этот список можно продолжить, назвав, к сожалению, еще одну из недавних, но очень существенных «потерь». Шестнадцать лет на территории района создавалось элитное стадо герефордов (канадская порода мясного скота). 600 коров, телят, быков с характерной для породы «белой рубашкой» были гордостью не только Амурской области — трижды СПК «Октябрьский» занимал вторые места в России. Но уже год, как на месте загонов, откормочных площадок, сараев гуляет один лишь ветер. Изменив устав, учредители СПК скупили паи у членов кооператива и вывезли скот вместе с техникой в Белогорский район. Жители Екатеринославки лишились работы, бюджет — соответствующих поступлений.

— Но главный удар новые хозяева СПК нанесли по доверию к власти, — убежден руководитель аппарата районной администрации Владимир Тимошенко. — Мы всеми силами пытались сохранить стадо герефордов в районе.

Анатолий Басистый к кому только ни обращался и куда только ни писал — депутатам облсовета, в прокуратуру района и области. Даже в управлении Генеральной прокуратуры РФ в Дальневосточном округе искал помощи! Безрезультатно. Район потерял перспективное направление животноводства. На фоне этой, прямо скажем, болезненной ситуации жителям Октябрьского района особенно дороги последние из могикан — Ерковецкий угольный разрез и Октябрьский элеватор. И то, и другое предприятие амурчан не разочаровывает. Напротив, коллективы прибавляют в темпе. Добыча угля, по данным маркшейдерской службы ОАО «Амурский уголь», на территории района должна составить в этом году 780 тысяч тонн, что на 117 тысяч тонн больше прошлогоднего показателя. А элеватор планирует увеличить за год производство круп почти на 80 тонн. За этими тоннами — нормальная зарплата, налоговые поступления и главное — к людям хоть медленно, но все же возвращается уверенность в завтрашнем дне. А значит, желание заводить семью, рожать детей.

Дети и путепровод

— У нас всплеск рождаемости, — подтверждает заместитель начальника районного отдела образования Ирина Вальченко. — Люди нутром чувствуют изменение в обществе. Все детские сады в райцентре, Восточном, Таежном переполнены. Дополнительные группы приходится открывать, и все равно мест не хватает. В очереди — 141 ребенок. Такого давно не бывало! В районе наблюдается еще один всплеск — на этот раз разговоров вокруг путепровода через железную дорогу в Екатеринославке. О необходимости данного сооружения говорят не первое десятилетие. Надоело людям впустую тратить время у закрытого переезда — очередь у шлагбаума образуется чуть ли не ежечасно.

— В прошлом году на станции Екатеринославка было переработано более трех тысяч вагонов с углем, и пока идет формирование состава, переезд запрещен, — поясняет Анатолий Басистый. — Отсюда бесконечные пробки. Гибнут люди, ведь Транссиб отрезал райцентр от военного городка. Проект путепровода был сделан еще в девяностые годы, сейчас снова пролонгирован. В 2007 году планируется начать сооружение. Мы со своей стороны сделали все что нужно: закрыли одну железнодорожную ветку, чтобы укоротить мостовой переход, переселили людей, чтобы освободить место для будущей стройки. Все, конечно, зависит от Москвы, но путепровод нам жизненно необходим, ведь Амурский полк полностью переходит на контрактную службу. Значит, в военном городке станет больше семей, больше машин будет скапливаться у закрытого переезда, больше детей, торопясь в школу, выберут дорогу через рельсы... Надеемся, все это учтет федеральная власть.

Путепровод — не единственная тема, что обсуждается сейчас екатеринославцами. Заканчивается проектирование 36-квартирного жилого дома в райцентре.

— Но самым большим достижением, — замечает начальник отдела архитектуры Владимир Кузнецов, — будет снос ветхих и аварийных домов в центре села. Двадцать лет никак не решится этот вопрос, а учителям и врачам крайне нужны квартиры. В рамках национального проекта определены площадки для индивидуального жилищного строительства. Большим подспорьем для застройщиков будет красный кирпич местного производства, который станет производить частное предприятие с иностранными инвестициями ООО «Лун Син». Вместе с начальником отдела по управлению имуществом и приватизации районной администрации Михаилом Доценко мы побывали на окраине Екатеринославки, где так много глины, что приглянулась китайским инвесторам. Завод планируют пустить будущей весной, но наши соседи по Амуру даром времени не теряли. По теплу столько ими заготовлено кирпича-сырья, что эти большие и малые штабеля, бережно укутанные пленкой, соломой и мешками, не обойдешь и за пять минут. По самым скромным прикидкам, миллиона два кирпича уже готовы отправиться в печи.

— Наши требования четкие, — поясняет Михаил Николаевич, — чтобы все было сделано в соответствии с российским законодательством. 50 — 60 человек из местных получат тут работу — тоже неплохо, не считая того, что в бюджет поселения пойдут налоги, деньги за аренду земли и т. д. Мощность завода — около восьми миллионов штук красного и облицовочного кирпича. Что-то разойдется по области, но и Октябрьский район получит свой, относительно дешевый стройматериал. Нам нужно достраивать школу в селе Мухинский, в военном городке и на территории части развернуто строительство, да и частникам непривозной кирпич выгоднее использовать. Уверен, заказы у нового предприятия будут, ведь, судя по пробной партии, здешний кирпич соответствует российским стандартам и может применяться при кладке высотных зданий.

Копейка рубль бережет

Вряд ли какой район Приамурья, кроме Октябрьского, может похвастаться тем, что сумел снизить тарифы на коммунальные платежи. А тут, преобразовав несколько муниципальных предприятий ЖКХ в ООО, получили снижение на 13 процентов. Вот что значит по-хозяйски отнестись к затратному механизму и модернизации котельного хозяйства! Правда, по-прежнему высокими остались тарифы на ЖКУ в поселке Таежный, но это временное явление.

— Мы на кредит приобрели модульную котельную, — объясняет глава Октябрьского района, — чтобы перейти с дорогостоящего мазута на твердое топливо. Но барнаульский завод подвел нас со сроками поставки оборудования. Так что пуск новой котельной пришлось перенести на весну, тогда же и снизим местные тарифы.

Ситуация с другими муниципальными предприятиями подтвердила: в райадминистрации умеют считать деньги. Рассказывает Владимир Тимошенко: — МУПы должны выплачивать в бюджет или своему учредителю часть прибыли, но оказалось, что закон в этой части ими не исполнялся, за исключением МУП «Теплосеть». Будто бы руководители этих предприятий не знали о депутат-ском решении отчислять в бюджет района 10-процентную прибыль. Наши комплексные проверки выявили массу нарушений. Было возбуждено даже уголовное дело в отношении одного из руководителей МУПа: предприятию из-за его неправомерных действий принесен многомиллионный ущерб. В другом муниципальном предприятии вели двойную бухгалтерию, чтобы только не перечислять положенное в райбюджет. Немало было и нарушений трудового законодательства.

— Такой контроль наверняка не мог не насторожить директоров остальных МУПов?

— Конечно, стали поговаривать о создании ООО. Но как туда войдешь с проверкой? Это же частная форма собственности. А мы на МУПах сами устанавливаем тарифы, ведь они выполняют социально значимые услуги и работы. Например, подвозят детей в школы. Отдадим мы это частнику, а он завтра скажет: мне невыгодно подвозом заниматься или предоплату потребует. Что тогда? Уверен: МУПы ликвидировать никак нельзя. Захотят предприниматели создавать свои конкурирующие ООО, пусть стараются. А мы, власть, посмотрим, с кем выгоднее и надежнее заключать заказы. Дело от этого только выиграет, бюджет тоже. Что касается комплексных проверок, решено продолжить контроль. Это же бюджетные деньги.

Пора и власть употребить

Плюсов в Октябрьском районе немало, и этот позитив не может не радовать. Скажем, задолжал Ерковецкий угольный разрез за аренду земли — выход найден, причем взаимовыгодный. Горняки рассчитываются углем. С выдачей зарплаты бюджетникам стараются не задерживаться. Было время, когда даже дважды в месяц люди получали заработанное. А из 14 местных медалистов 13 в этом году поступили в вузы, а один в колледж — настолько хорош уровень школьного обучения. И по национальным проектам район оказался в плюсе: четыре педагога получили по 100 тысяч рублей от Президента РФ, а в адрес Октябрьской ЦРБ поступило мед-оборудование почти на 6 млн. рублей. Еще более внушительные цифры по президентской программе «Эффективное сельское хозяйство».

Как сообщили корреспонденту «АП» в дополнительном офисе с. Екатеринославка Амурского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк», в рамках этого нац-проекта личным подсобным хозяйствам выдано 330 кредитов примерно на 40 млн. рублей, а КФХ — 36 кредитов на 25 миллионов. Но все это никак не означает, что в Октябрьском районе жизнь — сплошная малина. Проблем и тут выше крыши: бюджет-то дефицитный. Уровень кредиторской задолженности по-прежнему остается довольно высоким — свыше 12 млн. рублей. Плохо расплачивается население за ЖКУ (должно почти 4 млн. рублей). Дороги в райцентре настолько разбиты, что ГАИ вынуждена была (и не раз) запрещать тут автобусное движение. А лечебно-профилактические учреждения чуть ли не повально испытывают кадровый голод.

— Этим дефицитом не страдает только участковая терапевтическая служба, — замечает заместитель главврача ЦРБ Елена Литвинцева. — Из шести амбулаторий только одна, что в Варваровке, полностью укомплектована. В участковой больнице Николоалександровки нет врача, значит, учреждение не получит лицензию и закроется. Нет медработников в Панине, Переяславке... И хотя за девять месяцев этого года показатели младенческой смертности снизились более чем вдвое (сказался медицинский контроль за условиями жизни новорожденных на дому), все равно показатели естественной убыли населения имеют негативную динамику. Неукомплектована также гинекологическая служба. Причин всему этому несколько, но главные — отсутствие жилья и нежелание молодых специалистов работать в селах. При явном позитиве в сельском хозяйстве местные руководители сельхозпредприятий чуть ли не в один голос кричат о диспаритете цен и о том, что пора создавать союз сельхозтоваропроизводителей, чтобы самим если не диктовать, то хотя бы держать нормальную цену на сою, зерновые культуры.

Генеральный директор ООО «Том» Фома Смокина высказался еще более жестко: «Мы-то в свои силы верим, но не уверены в государственной политике, в поддержке областных властей. Зачем Приамурье наводнено алтайской мукой, а свой хлеб мы по бросовым ценам отдаем, как и сою?» У главы администрации Октябрьского района серьезные претензии к федеральным структурам. Например, к областным управлениям Роспотребнадзора и ФНС России: нет у них в этом районе даже полставки. За здешней ситуацией наблюдают со стороны, то есть из Белогорска и Тамбовского района.

— Разве это по-государственному? — возмущается Анатолий Николаевич. — Октябрьский район стоит на порядок выше граничащих с ним территорий, а у нас нет своей налоговой инспекции. Никто анализом поступающих налоговых отчислений не занимается, нет и должного контроля за неплательщиками. Я, как глава района, не знаю, сколько налогов должно поступить в наш бюджет. И как нам в такой ситуации формировать главный финансовый документ района? На глазок? Те же вопросы может задать любой глава сельской администрации. А когда у нас была своя налоговая служба, в год превышение доходной части достигало трех миллионов рублей. Убежден: реорганизация налоговых органов в Приамурье ударила по бюджетам всех уровней. А в Еврейской АО, кстати, поступили мудро: не укрупняли инспекции, а сохранили прежние структуры.

...Вот такие они, жители одного из двадцати амурских районов. Не богатого и не бедного — обычного. Рожают детей, распахивают залежные земли, строят дома и заводы, ремонтируют «разуханьковские» фермы. Умеют радоваться, мечтать, но не разучились возмущаться, критиковать, невзирая на лица. Жизнь ведь один раз дана, и хочется прожить ее достойно. Даже на дальневосточной окраине.