Что дало новое понятие педагогам Магдагачинского района и какие новации, а вместе с этим и проблемы пришли в провинцию, выяснял наш корреспондент. Когда амурчане впервые услышали о приоритетных национальных проектах, многие подумали, что речь идет о чем-то глобальном и очередные заверения чиновников, как это часто бывает, не коснутся рядового гражданина. Но как только первые учителя стали получать президентские гранты, а сельские школы - по миллиону рублей, интеллигенция на местах заговорила о перевороте в сфере образования. - Вся учительская общественность долго ждала этого события: государство наконец-то повернулось к образованию лицом. Тем не менее национальный проект в том ракурсе, в каком он существует, нас не совсем устраивает, - говорит Любовь Попова, начальник отдела образования администрации Магдагачинского района. - Школа-победитель на целый район - такой мизер, что на решении проблем образования это никак не скажется. Казалось бы, школа-миллионер звучит гордо, но что в наше время миллион рублей при современных ценах... В Магдагачинском районе на президентский миллион претендовали две школы - в районном центре и поселке Ушумун. Победителем стала магдагачинская школа. Заявка другого учебного заведения была отклонена из-за отсутствия возможности подключения к Интернету. В Ушумуне большие проблемы со связью. Единственный выход во Всемирную информационную сеть только через спутник. Казалось бы, именно здесь могли пригодиться государственные средства, но по положению дополнительные деньги должны получать успешные школы, которые уже имеют достаточное количество наработок. Как подчеркивают в отделе образования, гранты - в данном случае миллион - идут на развитие созданной ранее базы. Школа N 1, получившая премию, уже несколько лет работает над проектом создания электронного учебного заведения, а выигранные деньги здесь намерены вложить в дальнейшую информатизацию образовательного процесса. - Мы планируем создать единую локальную сеть, куда войдут все школьные кабинеты. Здесь будут применяться электронные учебники. На любом уроке ученики смогут войти в Интернет и воспользоваться необходимой информацией. Кроме этого, у нас появится свой сайт, возможность дистанционного обучения. Над электронной страницей сейчас работают наши учащиеся, - рассказывает Мария Боровкова, директор школы N 1. При компьютеризации учебного заведения мы столкнулись с проблемой подготовки учителей. Если для детей компьютер - это реальность, то педагоги его осваивают с большим трудом, боятся сломать технику. И тем не менее постигают азы информатики, чтобы, как говорится, не ударить лицом в грязь перед своими учениками. По словам директора школы, с появлением миллиона пришли и новые проблемы: нужно составлять массу отчетов. Теперь прокуратура, милиция и даже ФСБ - частые гости в учебном заведении, они проверяют целевое использование выделенных средств. Кроме этого, необходимо дополнительно искать финансирование на эксплуатацию компьютерного оборудования, покупку комплектующих. Учителя сравнивают свое положение со снежным комом - когда уже имеющуюся базу нужно постоянно пополнять и обновлять, иначе потеряется смысл проекта электронной школы. - Мы возлагаем большие надежды на социальное партнерство. Нас понимает руководство Покровского рудника и постоянно оказывает спонсорскую помощь. Надеемся, что и в дальнейшем будет продолжаться такое же эффективное сотрудничество, - делится Любовь Попова. Если школы уже определились с тем, на что потратят выигранные деньги, то учителя, получившие гранты, еще в раздумье. В Магдагачинском районе три педагога стали обладателями заветных премий: Татьяна Данилова, учитель литературы из Талбузина, Нелли Гордиенко, учитель биологии Кузнецовской школы, и Валентина Лоцманова, учитель ИЗО и информатики из Магдагачей. - Конечно, для нас это большие деньги. Правда, мы получили не сто тысяч, как везде говорили, а восемьдесят семь - с учетом вычета подоходного налога. Решила потратить премию на детей, - объясняет Валентина Лоцманова. - А вообще, считаю, что каждый учитель достоин подобного гранта. - На местах обеспокоены тем, что в школах в учительской среде возникла негативная ситуация из-за национального проекта, потому что педагоги, работающие не хуже победителей, не получили грантов. Ведь большая армия учителей - скромные люди, и они не могут себя рекламировать для конкурсных комиссий, распределяющих премии. И у этих преподавателей тоже неплохие творческие результаты, но не получив гранта, они себя считают обделенными, незамеченными. Нам говорят: поддерживайте педагогов на местном уровне. Местные власти рады бы, но где взять деньги в дефицитном бюджете? - задают вопрос учителя. - Мы думаем, что государство услышит нас и предпримет дальнейшие шаги в реализации проекта. Учителя уже начали готовить конкурсную документацию для участия в национальном проекте в следующем году. Предполагается, что в 2007 году будет выделено значительно больше денег на поощрение школ и педагогов, а это значит, что возрастет и количество победителей, поднимется престиж профессии учителя.