В кадре Айван - журналист. Он умеет находить сенсации и раздувать скандалы. Только эти способности и позволяют ему держаться на работе. Иначе его бы давно уволили за разгульную жизнь, веселые попойки с друзьями и полигамный секс с подругами. Утром после очередных возлияний ему звонит шеф и требует, чтобы он немедленно отправлялся за очередным эксклюзивом. Похмелье и спешка помешали корреспонденту разобраться в ситуации - он прослушал, что в месте, куда его отправляют, какое-то мистическое поветрие. По дороге машина Айвана глохнет ночью в лесной глуши. Как заблудившаяся падчерица, парень отправился на свет огонька. В старинном доме его встретила молчаливая красавица. Она с улыбкой оценила приглашение журналиста вместе принять ванну. Однако до любовных утех дело дойти не успело - девушка превратилась в такое, что ее сразу пришлось утопить в эмалированном корыте. Убегая от кошмара, Айван натыкается на машину с мертвым священником. Он переодевается в рясу (герой выскочил из дома неглиже), забирает транспорт и выруливает на шоссе. Утром на дороге его останавливают полицейские и начинают расспрашивать: не видел ли святой отец кого-нибудь поблизости, так как произошло убийство молодой женщины -дочери шерифа. Айван вживается в роль священника настолько, что соглашается отпеть усопшую. Жители католической общины, членом которой была убитая, смотрят на «церковнослужителя» с сочувствием - при жизни девушка была нелюдима, проклята и, возможно, занималась черной магией. Далее сценарий развивается по упомянутому в анонсе Гоголю: герой должен провести три ночи в пустой церкви наедине с подозрительной покойницей. За кадром Кино Олега Фесенко получилось похожее больше на сказку, чем на ужасы. Двери захлопываются сами собой за персонажем не зловеще, а скорее интересно, парящая под потолком утопленница внушает восхищение, а не страх, обитатели деревеньки до комиксовости антагонистичны. Зритель, заточенный под американские триллеры и японские хорроры, отказывается вздрагивать при виде ненарочитого кошмара. В первую очередь атмосферу сказочности создает картинка. Позолоченные краны ванны эстетично оплетены паутиной. Из-за древесных стволов, окутанных туманом, скорее должен появиться кентавр, чем кладбищенский завсегдатай. Художники с какой-то наивностью забавляются возможностью вращать тридэшную башню прихода и радуются полетам финчеровской камеры. И далеко не так мистична ночь, как ее малюют мастера компьютерной графики. Особенно когда темнота оказывается не контрастом общему действию, а его стандартным фоном - 90 процентов событий происходят в плохо освещенных местах. В качестве контраргумена можно сказать, что кино ставилось по мотивам повести «Вий» и ожидать от него сказки было бы логичнее, чем трэша. Однако от самого Гоголя остался условный набросок. Такой условный, что сравнивать с советской классикой «Вием» даже не имеет смысла. Слишком разные задачи ставили перед собой режиссеры, и слишком разные требования выдвинуло перед ними время. Больше всего смущает, что ленту называют отечественным ужастиком. Съемки шли в Прибалтике, все роли, кроме главных, играют эстонские актеры, а действие происходит в США. «Ведьма» - такой же русский фильм, как «Кочевник» -казахский, где голливудские «звезды» сидели в юртах и ставили трюки, российские мастера доснимали и монтировали, а казахи только вздыхали, что иностранцы сделали на их истории художественное шрамирование. Почему режиссер решил перенести действие на другой континент? Потому что российская глубинка страшна спивающимися мужиками, ящуром и разваленной экономикой, а вовсе не встречами с инферно. Зато католические общины в США - это клетчатые пледы, общие трапезные столы на всю деревню, бритье опасными лезвиями и шерифы с твердыми подбородками. В условиях такой самобытности проще верится в то, что панночка померла, но еще заставит живых поплясать, вернее, поседеть. Русским штрихом можно назвать только, пожалуй, мораль о силе духа человеческого. О том, что чужую слабость в вере можно поддержать своей любовью к Богу. И даже король светских пати может освободить грешную душу от проклятия. Но и этот прохристианский ход сделан неловко. В начале фильма пастор в таверне рассуждает о том, что отсутствие веры рождает легкомысленность. Потом начинается суета вокруг гроба, и о Боге все забывают. А под финал мысль святого отца начинают повторно вкачивать в сюжет, как адреналин безнадежному больному. Пациент агонизирует, а с ним и мысль зрителя: «Почему духовно чистому священнику мистические силы превратили мозг в фарш, а судорожное «верую-верую» в исполнении журналиста смогло погубить ведьму?» Во время просмотра временами хочется кричать. Но не от ужаса, а от непонимания. Что это за бритый парень с непоколебимым лицом раскачивается на качелях и более никак в действии не участвует? В какой научной литературе авторы фильма вычитали, что «Луна влияет не только на отливы и приливы, но и оживляет мертвое, вода служит проводником мистической силы, а этой осенью путникам на дороге нужно быть осторожнее и носить с собой огонь»? В каком американском штате воцарилась полярная ночь? Потому что вездесущую темноту, по которой бегают, летают и в которой мокнут герои, иначе не назовешь. На этом фоне удивительно реалистично смотрится работа Валерия Николаева. В начале кино Айван, выскакивающий из теплой постели, инкрустированной красотками, - это один человек. Перед финальными титрами - поседевший, разбитый в прямом смысле в пух и прах - совершенно другой. Массовый отечественный зритель видел его в фильмах «Дорогая Маша Березина», «Даже не думай», «Зеркальные войны», «Русские в городе ангелов». Но мало кто знает, что Николаев также снимался с голливудскими звездами -Дженифер Лопес и Томом Хенксом (в фильме «Терминал» у него образ скандалящего русского туриста). Сериальная актриса Евгения Крюкова тоже с незатейливой ролью покойницы справилась. Ей даже удалось внести в образ чуть больше, чем просто «красивая в мертвенной бледности». В последнюю ночь она почти по-настоящему гипнотизирует Айвана и завораживает зрителя. ФАКТЫ О ФИЛЬМЕ  Изначально фильм снимался для проката в США, отсюда и некоторая американизированность приемов.  Для придания реалистичности использовались самые современные компьютерные спецэффекты. Продолжительность эпизодов, снятых с их помощью, - 16 минут, при длительности ленты 93 минуты.  Ни «Ведьма» Фесенко, ни «Вий» с Натальей Варлей не являются первым обращением к фантазиям Гоголя. Еще в 1927 году Петр Чардынин пытался снять ленту «Черевички». Затем Александр Роу создал две классические экранизации - «Майская ночь, или Утопленница» и «Вечера на хуторе близ Диканьки» (с участием Людмилы Хитяевой, Сергея Мартинсона, Георгия Милляра, Татьяны Конюховой и Александра Хвыли).  На аналогичный сюжет положил глаз Олег Степченко («Сматывай удочки», «Мужской сезон»). Режиссер снимает свою версию Гоголя с хрестоматийным названием. У фильма «Вий» бюджет 20 млн. долларов и слоган «Самый страшный российский фильм». ЗРИТЕЛЬСКОЕ ЖЮРИ Владислав: «Если абстрагироваться от самого фильма, а говорить обо всех сопутствующих ему вещах, то интересно развивается религиозная тема. Автор первоисточника Николай Гоголь исповедовал православие. В повести «Вий» он говорил о силе духа именно православного человека. А в «Ведьме» получается победа за католицизмом». Алена: «Отличный фильм. К жанру ужасов его отнести сложно, но к мистике - вполне. Достойны похвалы спецэффекты и работа оператора. Когда шел на фильм, не ожидал, что будет завораживающе интересно». Николай: «Мне не понравилось какое-то зомбическое представление о Западе. Провидец-калека в инвалидном кресле, полицейские в темных очках, скрытные горожане, даже картинки с голыми девками в бардачке машины репортера (в 2006 году!) - это неестественно».