Тема урока - Новый год и Рождество. Ребятишки удивлены - оказывается, новогодних праздников у нас много. Мы привыкли, что новый год наступает первого января. Но по церковному календарю, по старому стилю, он начинается с 13-го на 14 января. - Тринадцатое - плохое число! - взметнув руку вверх, докладывает один из непосед. - Да что ты говоришь?! - нарочито удивляется батюшка. - Ну с суевериями мы позже разберемся. И он объясняет, что бывает еще и церковное новолетие, которое начинается первого сентября, а в Китае и Японии новый год отмечают не с нами вместе, а по восточному календарю. «Новых годов» много. А вот Рождество Христово - одно. - Иисус Христос по гороскопу был рыбой! Мне это мама сказала, - бойко заявляет девчушка с бантиками. - Где она такое прочитала? - опять удивляется отец Василий. - В книге «Код да Винчи»! Батюшка не успевает развить тему, как в разговор вступает другой ученик: - А вы знаете, что наступает год Свиньи? Трудно ответить на все вопросы сразу, развенчать суеверия, внести ясность в детские головки, уже загруженные объемом информации об окружающем мире, почерпнутой с экранов телевизоров, из общения со старшими и сверстниками. Это делается постепенно, пошагово. Отец Василий поворачивается к доске и что-то быстро рисует. «Пальма!» - хором кричит класс. Далее все разгадывают загадку - как отметить Новый год в пустыне, где елок совсем-совсем нет. Срубить пальму и украсить ее игрушками? Так она же огромная. Нарвать пальмовых веток в букет? А у нее нет веток, только огромные листья. Тогда можно из листьев построить палатку, в ней установить искусственную елочку и встретить Новый год. Правда, здорово? Да, кстати, а при чем здесь пальма? Ну как же, ведь земная жизнь Иисуса Христа прошла там, где растут эти деревья, и во время праздника Входа Господня в Иерусалим жители встречали Спасителя с пальмовыми ветвями в руках. У нас пальмы не растут, поэтому мы в этот день идем в храм с веточками вербы, а праздник этот называем еще и Вербным воскресеньем. Отец Василий, по его признанию, на преподавателя основ православия нигде не учился. Взялся за это дело по благословению архиепископа Гавриила. К урокам он готовится неукоснительно - есть книги, видеокассеты, Интернет. «Я понимаю, что передо мной дети, - говорит священник. - Пытаюсь найти компромисс, чтобы ребенок узнал на занятии что-то новое и при этом не утомился. Стараюсь не зацикливаться на затверживании каких-то общецерковных понятий, терминов. Мы говорим на занятиях о разных вещах - обсуждаем мультики или другие интересные детям вопросы. Но при этом я стараюсь сформировать у них православный взгляд на жизнь». По поводу введения в школе основ православной культуры велись жаркие дискуссии, в ряде регионов этот предмет в порядке эксперимента уже введен в школьную программу. В частной школе N 2 «Наш дом» инициаторами появления новой дисциплины выступили родители. Но и директор школы Светлана Городович была готова к принятию такого решения. - Нашей школе пятнадцатый год, и все это время у нас ведется необычный предмет «Чудо» - час удивительно доброго общения, - рассказывает Светлана Юрьевна. - Я сама вела этот предмет. В основе авторской программы - интеграция психологии, философии, уроков общения. «Чудо» - это уроки общечеловеческой нравственности. И я не раз ловила себя на том, что обращаюсь к Библии как к единственному источнику. Школа мечется, она ищет идеалы и опору и постоянно проваливается в некую мякоть. «Надо не бояться и говорить открытым текстом, что без сотрудничества с конфессиями, признанными Конституцией РФ, школа главной воспитательной задачи не решит», - убеждена Светлана Городович. Но при этом важно не нарушить грань свободы - на эти уроки учеников нельзя толкать взашей. Содружество школы и церкви должно быть мудрым. Поэтому, когда решение было принято, детям предложили новый факультатив. Интересно, что учиться основам православия пожелали ребята из младших классов. Старшие проявили более прагматичный подход: этот предмет при поступлении в вузы не пригодится, так зачем на него драгоценное время тратить? Лучше за эти часы лишние знания получить. Но Светлана Юрьевна считает, что это неверный подход. Знания в руках людей безнравственных - то же, что сабля в руках сумасшедшего, в действительности тому немало примеров. Один из них - из грустного опыта частной школы. Несколько лет назад в присутствии всех учащихся и педагогов был освящен поклонный крест на месте под строительство школьной часовни на Мухинке. Но, к сожалению, участок земли у школы отобрали и пустили с молотка. «Мы долго боролись за участок, писали в разные инстанции и проекты показывали, но бесполезно, - говорит директор. - Мы хотели для детей всей области сделать доброе дело, но не удалось. Зато теперь там будут сауны, зона отдыха. Неужели же это важнее, чем дети?» Каждое занятие по основам православия в частной школе начинается и заканчивается молитвой. Отец Василий, несмотря на непринужденную атмосферу на уроке, все же считает важными порядок и послушание. Сами же ученики признаются, что узнали на этих уроках много нового, чего не знали раньше. Например, уяснили, что означают их имена. Чем новогодняя елочка отличается от рождественской. И почти все они, перед тем как лечь спать, просят у Бога здоровья и добра своим близким - мамам и папам, бабушкам и дедушкам, братьям и сестрам и, конечно, себе. Моему вопросу, рассказывают ли они родителям, чему их учат на этих уроках, дети искренне удивились: «Зачем? Они же взрослые, а взрослые и так все знают». Если бы эта детская уверенность была правдой...