О сложившихся проблемах в применении закона рассказывает координатор Центра повышения квалификации кадров для системы государственных и муниципальных закупок Елена Новопашина. - В каких случаях применяется размещение заказа без применения торгов в форме запроса котировок? - В соответствии с законом N 94-ФЗ процедура запроса котировок цен предусматривает размещение государственных и муниципальных заказов способом запроса котировок цен при определенных условиях: одноименные товары, наличие функционирующего рынка, закупка, не превышающая 250 тысяч рублей в квартал, а также в том случае, если аукцион признан несостоявшимся. - Одно из условий проведения закупок именно запросом котировок - одноименность товаров, услуг и работ. Как можно трактовать это понятие? - Пока четкого определения одноименности нет. Специалист нашего центра только что вернулся из Москвы, где проходило совещание Гильдии отечественных специалистов по государственным и муниципальным заказам. На встрече их ознакомили с проектом федерального закона, который будет вносить изменения в закон N 94-ФЗ. Как раз там говорится: «под одноименными товарами (работами, услугами) понимаются товары (работы, услуги), относящиеся к одному виду продукции в соответствии с номенклатурой продукции для государственных и муниципальных нужд, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов». Правда, пока эта номенклатура также не утверждена. - С какими проблемами сталкиваются заказчики при размещении заказа этим способом? - Частая ошибка - превышение объема закупки в 250 тысяч рублей, что удивительно, ведь в законе эта норма четко прописана. Например, объявляется запрос котировок цен, и на этот запрос отвечают поставщики, предлагая цену большую, чем 250 тысяч, и заказчик принимает эту цену, а он не имеет права это делать. Заказчики должны отклонять и не рассматривать все предложения с ценой более 250 тысяч. Еще мы очень часто обращаем внимание заказчиков на то, что при формировании запроса котировок цен необходимо четко указывать характеристики товара. Потому что в запросе котировок единственный критерий - это цена. - Если это единственный критерий, то как заказчик может указать на другие важные характеристики требуемого товара, работы или услуги? - Все зависит от заказчика: насколько грамотно он сформулирует характеристики. Это единственный случай при размещении заказов, когда заказчик должен и может четко сформулировать свои требования. Если поставщик предлагает необходимый товар, работу или услугу, соответствующие этим требования, то тогда его заявка принимается и дальше рассматривается по цене. Сложность у заказчика одна - сформулировать требования. Вот, например, заказчик сформулировал требования при закупке спортинвентаря: мяч должен быть круглой формы, некожаный. Это что - характеристика? Мяч может быть квадратным? Есть четкие ссылки на качество - ГОСТы, технические условия - весь мир работает по нормативным документам. Заказчик может и другие подходы по этому вопросу выработать, но в его интересах представить четко: что именно ему необходимо. Другая сложность в том, что заказчик не может четко назвать торговую марку, наименование. Он должен сказать, допустим, что он хотел бы закупить копировальный аппарат Xerox или его эквивалент. - С какими жалобами обращаются сами участники - потенциальные поставщики? - Они чаще предъявляют претензии не столько к результатам проведения запроса котировок цен, сколько к неграмотному формулированию требований заказчика. - Если от поставщиков получены заявки с одинаковой ценой, то победитель определяется в зависимости от того, насколько раньше была подана заявка... - Это новое положение в законе N 94-ФЗ. Поэтому мы постоянно напоминаем заказчикам, что при регистрации котировочных заявок обязательно должно фиксироваться время ее поступления. - Относительно правил размещения извещения о запросе котировок. По закону оно должно располагаться на официальном сайте, минуя печатные издания. Только там организации, ИП и физические лица - поставщики - могут найти всю информацию о закупках? - Если заказчик государственный, т. е. закупка финансируется из федерального бюджета и из бюджета субъектов РФ, значит, извещение располагается на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. Если закупка финансируется из бюджета субъекта РФ, то извещение размещается на сайте областной администрации www.amurobl.ru. При муниципальной закупке информацию можно найти на сайте муниципального образования и на сайте субъекта. Есть доступ к Интернету или его нет, заказчики обязаны разместить информацию в Сети. - Если на запрос котировок была подана только одна заявка, каковы действия заказчика? - По закону в таком случае заказчик обязан продлить запрос котировок цен еще на четыре дня, но при этом он параллельно обязан направить запрос котировок не менее чем трем потенциальным участникам. - И напоследок, давайте рассмотрим, например, одно из извещений на закупку пансионатом продуктов питания методом запроса котировок. В нем весь набор продуктов питания разделен на лоты. Как в таком случае участники должны действовать - подавать заявку на все лоты или на один из них? - Заказчик должен прописать в извещении: проводится закупка по всем лотам у одного участника или по каждому лоту у разных участников. Но по логике вещей поставщик может участвовать только по одному лоту, например, поставлять только крупы или фрукты. Разбивка на лоты делается в целях исключения ограничения конкуренции.