Но несмотря на то что государство никоим образом не обращает внимания на массовиков-затейников, они продолжают свою миссию. Сегодня в Приамурье практически в каждом селе есть клуб и библиотека. На чем держится столь высокое понятие, как культура, в провинции, выяснял наш корреспондент. Не хватает на чупа-чупс Если житель Благовещенска, привыкший к светским тусовкам, многочисленным премьерам, концертам звезд эстрады, решится переехать в любое село Приамурья, то уже через месяц новой жизни он почувствует полную оторванность от цивилизации. В селах нет манящих огней ресторанов и ночных клубов с шоу-программами, зазывающих афиш на показы нашумевших кинокартин и спектакли ведущих актеров... Все, что есть в Берее, Гонже, Беленьком и сотнях других амурских сел, это небольшой, как правило, деревянный клуб с десятком посадочных мест в форме скамеек, импровизированной сценой и бытовым магнитофоном. Единственное, что объединяет столичные и сельские площадки, это безграничная фантазия работников культуры. Только если городские режиссеры работают в команде специалистов и создают оригинальные шоу с помощью технических возможностей, то на селе программы придумывают два-три человека, а в качестве декораций используют лоскутки ткани, бумаги, в лучшем случае -воздушные шарики. - Вы не поверите: на селе порой нет денег, чтобы купить в качестве приза в конкурсе даже чупа-чупс - настолько бедно живут наши клубы, оборудование вчерашнего века дышит на ладан, - рассказывает Татьяна Загородных, начальник отдела культуры администрации Тындинского района. - Но самое главное, что при всей безнадеге мероприятия, которые проводят наши люди, безумно нравятся сельчанам. Любые концерты, конкурсы всегда собирают всех жителей, причем люди не просто смотрят программы, но и участвуют в них: играют на различных инструментах, танцуют, поют, специально для этого шьют оригинальные костюмы. Я могу смело сказать, что большинство талантов живет именно в провинции. Такую оценку дают профессионалы. В каждом районе есть народные хореографические и вокальные коллективы, которые берут зрителей оригинальными постановками и голосами. Жюль Верн вместе с грибами Однако, кроме признания, сельские танцоры и певцы практически ничего не имеют. Максимальная зарплата работника культуры - 5 тысяч рублей, и то это на севере Приамурья, где начисляются дополнительные надбавки. На юге области эта цифра значительно меньше. Например, Марина Ерохова, которая работает библиотекарем в Берее Шимановского района, получает около двух тысяч рублей. Для того чтобы выжить, приходится на время закрывать библиотеку и каждый день идти на станцию, чтобы продавать пассажирам проходящих поездов картошку, грибы, молоко. - Я рада, что вообще есть какая-то зарплата, спасибо главе села, что понимает важность библиотеки и не закрывает ее, - говорит Марина Ерохова. - Обидно, что государство нашу работу не ценит и считает ее второстепенной. Но вы посмотрите, сколько людей к нам приходит за книгами, особенно молодежь. Сельчане, бывает, по нескольку раз перечитывают полюбившиеся рассказы. В сельских библиотеках нет модных глянцевых журналов или собраний сочинений в дорогих фолиантах, но здесь пользуются популярностью потертые тома Набокова или Жюля Верна. Книжные фонды библиотек обновляются только тогда, когда кто-то из сельчан принесет уже прочитанный роман из своей коллекции. Финансирование библиотек и домов культуры по 131-му Федеральному закону о местном самоуправлении возложено на поселения. Во многих районах в связи с этим сократили отделы культуры или присоединили их к управлениям образования, спорта и делам молодежи. Теперь все полномочия в этой части переданы сельской администрации. Она полностью берет на себя содержание учреждений культуры: коммунальные расходы, выплату заработной платы. Для мизерных бюджетов поселений это довольно существенная статья расходов. Поначалу главы многих сел думали закрыть клубы - это ведь не жизненно необходимые объекты, как, например, котельные или водозаборы. Местные жители, узнав о мыслях руководителей, сразу же стали атаковать администрации с просьбой оставить очаги культуры. Сельчане готовы смириться со многими проблемами, но остаться без клуба и библиотеки - это значит поставить крест на селе. Клубы боятся гопака Сейчас в Правительстве России рассматривается возможность перевода учреждений культуры на коммерческие рельсы: музеям, театрам предлагают зарабатывать деньги самим и не рассчитывать на помощь государства. Но если Эрмитаж, Третьяковская галерея, Большой театр, где стоимость билета на спектакли может доходить до десятков тысяч рублей, могут попытаться выжить за счет посетителей и спонсоров-миллиардеров, то сельские клубы, где в лучшем случае билет стоит пять-десять рублей, а о меценатах только слышали с экранов телевизоров, без поддержки просто закроются. - Сельским клубам и библиотекам приходится надеяться только на гранты. Только за счет этих средств можно хоть как-то поддержать культуру в провинции, - объясняет Тамара Макарова, заместитель начальника отдела культуры администрации Тындинского района. - Недавно мы выиграли грант Всероссийского фонда культуры в размере 435 тысяч рублей. На эти деньги мы купили пианино, баяны, аккордеоны, звуковую аппаратуру для сельских клубов, пошили эвенкийские костюмы для национальных ансамблей в Усть-Нюкже и Первомайском. В северных районах области наряду с отсутствием средств на покупку аппаратуры появилась другая проблема. 25 лет назад почти на каждой станции Байкало-Амурской магистрали были построены торгово-общественные центры (ТОЦ) с магазинами, спортзалами, библиотеками, домами культуры. ТОЦы строились с учетом того, что в железнодорожных поселках будут жить несколько тысяч человек. Сегодня же население большинства из них 300 - 400 человек. А содержать по-прежнему приходится целые комплексы площадью в тысячи квадратных метров. Некогда современные здания сейчас требуют капитального ремонта: нужно переделывать крыши, проводить внутреннюю отделку, монтировать пожарную сигнализацию. Расходы на эти цели составляют миллионы рублей, но найти такие средства в поселении, годовой бюджет которого в два-три раза меньше сметы ремонта клуба, нереально. Главы сел надеются на финансирование из областного бюджета. В этом году на ремонт бамовских ТОЦов было выделено 10 миллионов рублей для того, чтобы привести в порядок клубы в Тутауле, Дипкуне, Маревом, Кувыкте, Хорогочи, Ларбе, Юктали. Однако чтобы сделать полный ремонт зданий, нужно еще 30 миллионов. - Мы уже просим жителей не танцевать гопака, иначе клуб может рухнуть, стараемся включать больше медленных мелодий на дискотеках, - говорит о проблемах Михаил Хамицевич, глава Усть-Нюкжи. - В эвенкийском селе нужно строить новый клуб, мы обращались с этой просьбой в областную администрацию, но пока никаких решений, к сожалению, не принято. К перечисленным проблемам можно добавить еще одну: отсутствие специалистов. Например, в Магдагачинском районе есть духовые инструменты, но нет преподавателя, который бы обучал детей игре на саксофоне и трубе. В селах мало профессиональных хореографов, практически нет режиссеров. Минимальная зарплата, слабая техническая база местных клубов отпугивают молодые кадры, выпускники институтов искусств игнорируют села и стараются воплощать свои идеи на городских площадках. Пока же театралы, танцоры, певцы готовятся к встрече Нового года и, как положено массовикам-затейникам, творчески относятся ко всем проблемам. О безденежье придумали слоган: только спьяну или сдуру средств жалеют на культуру. А еще недавно узнали новое слово «фандрайзинг», что означает искусство просить деньги на культуру. Если в ближайшее время государство не обратит внимание на провинциальные клубы и библиотеки, то сельчанам придется вплотную постигать азы уже этого странного «искусства».