Кино и горцы Историю Мимино, который хотел уйти в большую авиацию, но так и не смог расстаться с малой, на севере Амурской области знает практически каждый. В годы возведения БАМа комедию про горца в авиационной фуражке часто показывали в местных клубах - коробки с лентами привозил тот самый винтокрылый Ми-2 или снабженная пропеллером Аннушка. Тогда самолеты и вертолеты летали каждый день, даже по воскресеньям. Сегодня не до большого кино, главное - самим выбраться на большую землю. Положение жителей поселка Бомнак Зейского района считается льготным при распределении билетов на вертолет, который облетает окрестности один-два раза в неделю. Им достается целых пять сидений в 12-местном салоне. Понятно, что при населении в 500 человек шансы улететь на большую землю, мягко говоря, есть не у каждого. Зато соседи из сел Хвойного, Берегового, Верхнезейского или Октябрьского и таких привилегий лишены - там за счастье считают заполучить хотя бы три места на борту. Просто в Бомнак, как и раньше, разве что только самолетом можно долететь. Другие 10 тысяч жителей удаленных сел имеют хоть какую-то возможность передвижения по земле. Правда, иногда преодолевать полторы сотни километров автомобилями приходится по семь- восемь часов. Не жизнь, а сплошное «мимино», говорят люди. - Когда в небе слышится шум винтов, половина поселка выходит на взлетную полосу, - сетует глава Бомнакской администрации Виктор Иванов. - Мы уже привыкли ежедневные газеты получать сразу по четыре-пять номеров за раз. Сейчас женщину беременную не можем в райцентр отправить, двое суток ждем, что схватки начнутся. Пенсионерам надо в соцзащиту да в пенсионный фонд, студентам - на учебу, зарплата тоже вся в Зее и при этом Интернета в селе нет. Вот так и живем. как в блокаде. Недавно потребовалась экстренная авиация, мы несколько часов названивали во все инстанции, и пока добились выделения вертолета, травмированная женщина умерла. Десять лет назад в Бомнаке возвели новое здание аэровокзала, но выделять большие деньги на содержание пустующей коробки у местных властей нет возможности. А если просто заколотить окна досками - новый аэровокзал со временем развалится. О проблемах малой гражданской авиации руководитель Бомнака написал президенту. Как ни крути, а вся местная жизнь зависит от самолетов и вертолетов. На территории муниципального образования - старательские артели, разрабатываемые месторождения рудного золота, охотничьи предприятия по заготовке пушнины и оленеводческие хозяйства. Перспектив для развития - на десятилетия, но без транспорта они могут быть сведены к нулю. Организация полноценного наземного сообщения пока не может рассматриваться как альтернатива воздушному. Оборудование одного километра лесовозной трассы обходится в три миллиона рублей. Поэтому о цивилизованных автомагистралях народ и не мечтает. - Как таковых дорог у нас нет, - делится глава районной администрации Геннадий Кузин. - Остались так называемые технологические линии, по которым возили стройматериалы и лес. На дороги они мало похожи, поэтому часть населенных пунктов связывают только охотничьи тропы. Что касается аэропортов, то до последнего времени они находились в муниципальной собственности. Затраты на отопление, освещение, обслуживание аэронавигационного оборудования, зарплату работникам - груз для бюджета неподъемный. Поэтому, конечно, надеемся, что смена собственника и изменение схемы финансирования сыграют положительную роль в организации воздушных перевозок. Финское качество Еще в начале осени в поселки Зейского района ходил самолет Ан-2. Авиационный бензин для него в России не производится, поэтому приходилось закупать в Финляндии. Одна тонна такого топлива стоит около 74 тысяч рублей. При расходе - 150 килограммов за один час нетрудно вычислить, насколько дорогим получалось летное «удовольствие». Как рассказали корреспонденту «АП» в областной администрации, пересесть с «кукурузников» на вертолеты авиаторов заставили проблемы с поставками авиабензина из-за рубежа. Винтокрылые Ми-8 летают на более доступном горючем - керосине, но это не делает их дешевле. - Машины старые, запчастей на них требуется больше, - отмечает заместитель руководителя амурской авиабазы охраны лесов Виктор Коносевич. Выход из создавшейся ситуации летчики видят в переходе на другие виды техники. Как альтернатива вертолету рассматривается модифицированная модель «кукурузника» под наименованием Ан-3. По мнению специалистов, его эксплуатация обойдется в два раза дешевле, нежели сегодняшние винтокрылые машины. Не исключено, что Ан-3 выйдут на линии уже в декабре. Возможно, именно тогда частота полетов удвоится. Однако поднимать на крыло упавшую было духом малую авиацию власти решили в прямом смысле слова с земли. Передача аэропортов районного значения из муниципальной собственности в государственную будет проходить в рамках реализации 131-го федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления». В собственность области передаются здания аэровокзалов, объекты инфраструктуры, гаражи, автомобили, оргтехника и так далее. В течение ближайшего времени будут подготовлены и подписаны соответствующие передаточные акты. Затем должна быть обеспечена государственная регистрация права собственности Амурской области на принятое недвижимое имущество аэропортов Зейского района и города Зеи. Еще несколько месяцев понадобится для внесения аэропортов в реестр госсобственности области. После проведения землеустроительных работ областными станут и земельные участки под объектами «воздушной» недвижимости. Управлять всем, пока еще разрозненным авиахозяйством, будет новое государственное учреждение «Аэропорты местных воздушных линий». - В настоящее время состояние всего комплекса зданий аэровокзалов, аэронавигационного, осветительного и другого оборудования и техники можно оценить только как условно удовлетворительное, - поделился в разговоре с корреспондентом «АП» директор вновь созданного госучреждения Сергей Чигрин. - Понятно, что таким образом на областной бюджет ложится дополнительная и весьма тяжелая нагрузка. На содержание аэропортов Зейского, а впоследствии и Селемджинского района потребуется как минимум 15 миллионов рублей в год. Без господдержки обеспечить безопасность и стабильность полетов мы не сможем. Аэропортовские сборы, за счет которых сегодня существуют муниципальные предприятия, едва дотягивают до двух миллионов рублей. Разница очень ощутимая, и ударить она может в первую очередь по пассажирам, у которых зачастую нет даже права выбора между видами транспорта. Билет на самолет из райцентра Зеи до Бомнака сегодня обходится пассажиру в 600 рублей. Это по так называемому социально приемлемому тарифу. На самом деле он в 5 (!) раз ниже себестоимости самого полета, говорят летчики. Поднять тариф означает загнать людей в угол. Оставить все как есть - поставить под вопрос само будущее местных авиалиний. Проблема полного отрыва от земли амурской малой авиации не сможет решиться за один год, говорят специалисты. Главы населенных пунктов питают надежды на приход инвесторов, готовых вложить значительные средства в геологоразведку и разработку месторождений полезных ископаемых на севере Приамурья. Рабочих и оборудование в любом случае дешевле доставлять по воздуху, чем по наземному бездорожью. Даже по реальной стоимости билета на самолет. Северяне верят, что «кукурузники» снова обоснуются в амурском небе, но при условии, что им найдется место и на земле.