«Емрir V»: 10 лет спустя Вампиры больше не нуждаются в литрах человеческой крови, спасении от солнечного света и чеснока. Все намного страшнее и циничней. Они ходят среди обычных людей, они выглядят как лучшие люди, они знают больше, чем самые умные люди, они управляют всеми людьми. Новый роман интеллектуала-затейника Виктора Пелевина «Empir V» раскрывает образ инфернальных ночных персонажей с совершенно нетрадиционной стороны. Неожиданно он трактует и происходящие процессы в современном обществе. Человечество - это специально выведенная раса, она, сама того не осознавая, создает священный напиток баблос. Баблос «варится» на деньгах. Чтобы было больше «сырья», надо провоцировать людей на потребление-производство товаров. Основной способ провокации - это дискурс, результат дискурса - гламур. Сила пелевинских текстов не только в остроумной компиляции деталей, взятых из разных культур (буддизма, шумерской цивилизации, советской и постсоветской России, США), из работ предшественников и современников. Он отличный аналитик и публицист. Ретроспекции всегда любопытны и умны, а прогнозы сбываются на 90 процентов. Десять лет назад Виктор написал роман «Generation П» об обществе 90-х и заглянул немного вперед. Тогда он размышлял об эффективности рекламы и о потребительской психологии. В новой книге он анализирует природу гламура, который является продуктом удачного PR. Собственно «Еmpir V» - логическое продолжение «Generation П». Теория орануса и вау-импульсов, разработанная 10 лет назад, реализовала себя к 2006 году, как гламур и антигламур. С выходом «Еmpir V» связан скандал. По слухам, текст был украден из издательства «Эксмо» и распространен в Интернете раньше, чем официально вышел на бумаге. Одни поклонники постмодерниста до онемения в языке доказывали, что это подделка. Другие оценили как хороший рекламный ход. Третьи считают, что это иллюстрация одной из мыслей самого Пелевина. В романе сказано, что акт общения между людьми - это способ продемонстрировать свою приобщенность к какому-то знанию, не доступному другим. Прочитавшие сомнительную версию в Сети получили возможность похвастаться перед теми, кто ждал ее в переплете. И выделить немного баблоса. «Пастернак»: биография взахлеб Под серийной обложкой «Жизнь замечательных людей» вышла книга Дмитрия Быкова «Борис Пастернак». И сразу же заставила говорить о себе. Во-первых, литературоведы признали ее как наиболее полное на сегодняшний день исследование жизни и творчества замечательного поэта. Во-вторых, издание сразу отхватило крупную литературную премию «Большая книга» (автор почти 900-страничного исследования получил в качестве награды 3 миллиона рублей). В-третьих, написано здорово - интересно не только студентам-филологам, но и всем, кто любит поэзию. Потому что под обложкой уместилась не только жизнь таланта в советскую эпоху, его отношения с властью, женщинами и другими поэтами (Маяковским, Цветаевой, Ахматовой, Асеевым), но и щедро цитируемые стихи. Потому что когда Дмитрий Быков начинает рассказывать о том или ином этапе творчества Пастернака, и о той новизне и зрелости, которую оно поэтапно приобретает, он не может обойтись без иллюстраций. И читатель вместе с Дмитрием Быковым в десятый или сотый раз (зависит от стажа и степени поклонения) наслаждается строчками из «Марбурга» или «Февраля». Именно вместе с автором, потому что Быков пишет взволнованно, «взахлеб и навзрыд», как писал и сам Пастернак. Интересен и сам автор, которому издательство «Молодая гвардия» доверило воссоздание биографии известного поэта. Дмитрий Быков в прошлом - журналист «Собеседника», шокировавший общественность выпуском ненормативного приложения «Мать» (авторы которого долго судились с поборниками нравственности за нанесенное им оскорбление). Быков известен и как автор стихов и рецензий в литературных журналах. Пишет много и в основном удачно. Крупные литературные формы ему тоже удаются - «Борис Пастернак» тому наглядное свидетельство. Четки на все случаи жизни Двенадцатая книга из серии «Приключения Эраста Фандорина» приведет в восторг давних почитателей Бориса Акунина, а новичков в этой области практически не осталось. По крайней мере, в пределах России. «Нефритовые четки» - долгожданный сборник рассказов, к этому жанру часто обращались самые признанные мастера детектива в истории литературы. С одной стороны, книга призвана раскрасить подробностями несколько основательных белых пятен в биографии Фандорина. Действие происходит в самых разных точках планеты - в Японии, Великобритании, США, Российской империи. С миру по нитке, а точнее, по загадочному преступлению, и вуаля! не отставая от своих знаменитых коллег вроде Пуаро и Холмса, лучший российский сыщик обязательно оказывается на месте злодеяния и с присущим ему изяществом находит виновных. С не меньшей грацией он уворачивается от пуль, проделывает хитроумные приемы восточных единоборств, после чего Эрасту остается только стряхнуть пылинки с дорогого костюма и, морщась, принять бремя славы и восхищения. В общем, все как и всегда у Акунина - на первый взгляд шаблонно, на внимательный - остроумно и свежо. С иголочки одетый и безупречно воспитанный сыщик одинаково забавно смотрится и в лондонских трущобах, и в буддийском храме, и особенно в салуне Дикого Запада. Тем приятнее наблюдать, как из любой ситуации он выходит с честью, даже если для этого приходится делать тройное сальто зигзагами. Добавляем ряд знаменитостей, существовавших в реальности и на страницах книг, и получаем еще одно доказательство первенства Акунина на детективной ниве современной России. Альманах «Амур»: стихи без границ Благовещенский педагогический университет выпустил в свет очередной литературно-художественный альманах «Амур». Стоит позавидовать такому постоянству. Ровно пять лет назад вышел первый номер альманаха. Помнится, на его презентации член редколлегии, редактор издательской компании «РИО» прозаик Владислав Лецик шумно выразил сомнение по поводу выпуска следующего журнала. Слишком часто он был свидетелем тому, когда первое издание, обещавшее стать серийным, становилось последним. В данном случае ситуация с точностью до наоборот. Несмотря на сложности сегодняшнего времени (постоянное повышение цен на издательскую деятельность), руководство БГПУ прилагает все усилия, чтобы «Амур» выходил ежегодно. Чем не может похвастаться альманах «Приамурье» с полувековой историей. Макет книги давно собран, но у администрации области нет денег на его издание, и когда они будут, неизвестно. Отличительная черта «Амура» - предоставление своих страниц всем литераторам, а не только учащимся и выпускникам педагогического вуза. Это расширяет возможности журнала, не делает его узкоспецифическим, цеховым. Чуть ли не в каждом номере альманаха публикуются стихи Олега Маслова, известного врача-анестезиолога. Редакция охотно предоставляет свои страницы человеку, совершенно далекому от педагогики, -художнику Павлу Никиткину, проявившему своей несомненный талант в области прозы. Особую любовь редакция испытывает к бывшему некогда амурчанину, а сейчас московскому стихотворцу Леониду Завальнюку, несколько лет назад проводившему поэтические семинары в стенах БГПУ. Пролистав все пять номеров альманаха, можно сделать вывод: стихи амурчане обожают писать больше, чем прозу. Примерно раза в два. В альманахе публикуются поэтические вирши на любой вкус, от дерзновенно-экспериментаторских, до умеренноконсервативных. Пользуясь случаем, хочется отметить успех пяти журналистов «Амурской правды», сумевших пробиться в тесные ряды авторов альманаха: Натальи Фадеевой, Александра Бобошко, Марии Якушевой, Антона Коваленко и Юлии Климычевой.