Новенькие пазики, оборудованные по последнему слову техники, с ремнями безопасности и даже кронштейнами для ранцев, школьное сообщество Приамурья восприняло на ура. Все последние годы над учениками удаленных школ висела настоящая угроза необходимости повторения подвига Михайлы Ломоносова. Передвигаться на «своих двоих» как на альтернативном виде транспорта школяры могли начать со дня на день. Программа «Школьный автобус», которая действует на территории области на протяжении последних семи лет, не могла переломить ситуацию: за счет областных субвенций удавалось обновлять лишь малую часть рассыпающегося школьного автопарка. Проблема сдвинулась с мертвой точки после начала софинансирования покупки автобусов из федерального и областного бюджетов в рамках нацпроекта «Образование». В этом году областная казна выделила районам небывалую сумму - 32 миллиона рублей, которых хватило на 47 единиц транспорта, еще 15 куплены за государственные деньги. Желтые пазы неплохо смотрятся на заснеженном фоне даже самых северных, удаленных районов. - На пять удаленных школ три автобуса и два микроавтобуса, - поделился с корреспондентом «АП» заместитель главы Тындинского района Сергей Симонов. - Потребностей в транспорте для перевозки детей у нас больше нет, мы даже на следующий год не стали делать никаких заказов. Более того, всерьез подумываем о замене одного из автобусов на еще один микроавтобус. Для небольшого поселка его будет более чем достаточно, плюс сократятся расходы на эксплуатацию и содержание. Сегодня нас беспокоит другая проблема - дороги оставляют желать лучшего, боимся, что через пару лет ГИБДД поставит вопрос ребром, и школьные маршруты окажутся под угрозой закрытия. В управлении автодорожного надзора, куда корреспондент «АП» обратился за комментариями, даже не попытались развеять тучи, омрачающие реализацию национального проекта «Образование». По словам инспекторов, школьные автобусы на территории Приамурья подстерегают далеко не две беды, хотя главной из них действительно остаются дороги. - В Амурской области для планомерного ремонта дорог общего пользования, львиная доля которых приходится как раз на школьные маршруты, необходимо ежегодно выделять как минимум полтора миллиона рублей. Фактически областной дорожный фонд может дать почти в три раза меньше - всего 500 тысяч рублей, - рассказал начальник управления автодорожного надзора Борис Семенов. - Все эти недоделки каждый год нарастают как снежный ком, сельские трассы буквально рассыпаются. После вступления в силу 131-го Федерального закона многие дороги в районах должны перейти под ответственность глав местных администраций, средства которых и так более чем ограниченны. Боюсь, что дальнейшее бездействие и игнорирование данной проблемы могут привести к переходу на гужевой транспорт. Действительно, детей на учебу будем возить как в старину - на подводах. По оценке специалистов Госавтоинспекции, наиболее проблемными в плане содержания школьных маршрутов остаются Октябрьский, Мазановский, Ромненский районы. Несколько лучше дела обстоят в Константиновском и Благовещенском. Хотя там проблем тоже хватает. Директора многих школ за пояс заткнут любого специалиста по строительству и обустройству дорожной сети - жизнь заставляет вникать в подробности сопутствующих проблем. - К нам детей возят из четырех школ района, - рассказывает директор новопетровской средней школы Марина Гончар. - По свободненской трассе наверняка сами ездили и знаете, на что она похожа. Зимой постоянно болит голова об ее посыпке, летом следим, как эту дорогу латают. Давно требуют ремонта школьные маршруты из Егорьевки и Новинок. Пункты техобслуживания школьных автобусов - еще одна проблемная сторона успешной реализации национального проекта. В половине населенных пунктов они находятся на грани банкротства. Часто заключать договоры директорам школ приходится с механиками из соседних деревень. В условиях сильной удаленности сел друг от друга это чревато излишними затратами. - Мы и так постоянно идем навстречу и главам администраций, и директорам школ, - продолжает Борис Семенов. - Пытаемся вместе рассматривать вопросы, на решение которых может уйти не один год, но ведь до бесконечности это продолжаться не может - речь идет о безопасности подрастающего поколения. Перевозка детей - это та деятельность, которая сегодня подлежит обязательному лицензированию. У нас есть прецедент, когда директор сельской школы не смог обеспечить данную процедуру, и его по решению суда отстранили от занимаемой должности. Жаль было человека, но по-другому нельзя. В настоящее время мы работаем в тесном контакте с департаментом образования, кроме того - все районы собирают сведения и готовят свои предложения по вышеперечисленным проблемам. С ними будем выходить на областную администрацию и другие органы государственной власти. Думаем, что теперь не от нацпроекта, а от властей зависит, как долго по дорогам Приамурья будут колесить школьные автобусы. После перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и федеральными структурами собственные ежегодные доходы сел сократились до десятков тысяч рублей. Главы сельских администраций не скрывают, что даже небольшая сумма, необходимая для оформления лицензии на перевозку школьников, сегодня является большой роскошью. Поэтому рассчитываться за проволочку и отсутствие денег на местах приходится бюджетам районов. К примеру, отдел образования Благовещенского района был оштрафован на 10 тысяч рублей за то, что вовремя не нашли всего одну тысячу на оформление лицензии в Новопетровке. Кстати Возможно, проблема содержания дорог станет менее острой после предложения областных властей, которое в ближайшее время должно быть рассмотрено в Мин-трансе. Речь идет о переводе крупных автотрасс области в категорию федеральных дорог. На Совете при полпреде в Якутске губернатор Леонид Коротков отметил, что согласно постановлению правительства от 11 апреля 2006 года под обозначенные критерии федеральных дорог в Амурской области подходят такие автомагистрали, как Зея - Тыгда, Завитинск - Поярково, дорога, ведущая к Бурейской ГЭС. Не определен, как объект федеральной собственности, и автодорожный мост через реку Зею в районе Благовещенска. Как рассказал источник в областной администрации, если передача состоится, то освободившиеся средства пойдут на улучшение состояния оставшихся в ведении Приамурья сельских автомагистралей.